Найти в Дзене

Жизнь в недружественной стране. Что изменилось за последний год. Начнём с цен на энергоносители и среднего чека на продукты.

С марта 2022 года Мальта – недружественная страна. Помню, когда это было официально объявлено, не было, наверное, ни одного моего мальтийского знакомого, который бы мне не позвонил и не спросил: но я же твой друг, почему Россия всех нас так, разом, записала во враги?
Пришлось объяснять, что термин этот касается не людей, а стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Ну, тогда ладно, с облегчением отвечали они, мы же тут совершенно ни при чём. Мы слишком далеки от всего этого, здесь ничего не изменится. То, что началось здесь потом, по-моему, больше шокировало их самих, нежели нас, переживших и лихие девяностые, и респектабельные нулевые. Мы-то, в отличие от изнеженной Европы, преодолеем если не всё, то уж очень многое. И преодолеем, и выстоим, а потом ещё и мемуары напишем.
Фотографии этого материала будут совершенно не связаны с его содержанием. Это - новая локация на туристической карте Валлетты. Монастырь Святой Екатерины. Я здесь смотрела локацию для проведения квеста по истории Русской Валлетты.
Фотографии этого материала будут совершенно не связаны с его содержанием. Это - новая локация на туристической карте Валлетты. Монастырь Святой Екатерины. Я здесь смотрела локацию для проведения квеста по истории Русской Валлетты.

Так как же мы прожили этот год. Отметая сразу же размышления на морально-этические темы, воспоминания о мелких и крупных подлянках наших визави, стенания о попытках запрета всего русского и прочее, остановимся на сугубо практических моментах. Если кому интересно, сегодня за продукты на неделю в Лидле я заплатила 166 евро, а в прошлом марте – 114 (чек сохранился в боковом кармане сумки, куда я обычно засовываю чеки). Подорожание довольно значительное, и это при том, что Мальта в этом отношении может рассматриваться как некий оазис стабильности. Ярчайший пример в этом отношении – цены на энергоносители.

Итак, энергоносители на Мальте не дорожали и не дорожают. Как платила я в апреле прошлого года по 1.34 евро за литр дизеля, так и продолжаю делать это сейчас. Правда, буквально за пару недель до того он стоил 1.11 или 1.18 евро (не сохранилось ни единого чека, как назло, но порядок цифр именно такой), так что незначительный рост цены всё же наблюдался, но сравнивать его с суммами в других странах мне никогда даже в голову не приходило. А вот прилетающие сюда европейцы стали авторами массы шуточек по данному поводу.

На Мальте много односторонних улиц, так что дорога туда вовсе не будет равняться дороге обратно. По мальтийским меркам это очень даже широкая улица. Машинки здесь маленькие, лёгкие и юркие, расход бензина  на 100 км приятно удивляет. Одного бака на месяц вполне достаточно.
На Мальте много односторонних улиц, так что дорога туда вовсе не будет равняться дороге обратно. По мальтийским меркам это очень даже широкая улица. Машинки здесь маленькие, лёгкие и юркие, расход бензина на 100 км приятно удивляет. Одного бака на месяц вполне достаточно.

Правительство Мальты всё это время дотирует топливо, что выливается бюджету, как я понимаю, в приличную сумму. Хотя, если честно, сделать это им гораздо проще, чем другим странам Европы – с российскими энергоносителями Мальта не была связана от слова совсем, договора с поставщиками у них долгосрочные, плюс свою роль, конечно же, играл и продолжает играть Фрипорт. Для интересующихся. Это место, где из больших танкеров нефть переливают в маленькие, получая за услуги натурой. Этакое современное повторение политики мальтийских рыцарей, получавших за обслуживание кораблей водой, землёй и прочими необходимыми для острова вещами.

Мой любимый рыбный рынок в Марсашлокке, совсем недалеко от Фрипорта. По воскресеньям туда вся Мальта едет за свежей рыбой и морепродуктами. Ниже я напишу о тех метаморфозах, которые происходят с ценой на рыбу.
Мой любимый рыбный рынок в Марсашлокке, совсем недалеко от Фрипорта. По воскресеньям туда вся Мальта едет за свежей рыбой и морепродуктами. Ниже я напишу о тех метаморфозах, которые происходят с ценой на рыбу.

Кроме того, Мальта – остров, так что ожидать наплыва жаждущих дешёвого бензина автомобилистов из ближайшего зарубежья не стоит – слишком далеко и накладно. Плюс перемена стороны движения. Ну, даже если кто-то и появится, максимум, что он заправит - один бак, это же не такие большие потери. Что же касается иностранных яхт, которых здесь великое множество, они были благоразумно выведены из списка льготных заправок, и им топливо достаётся по реальной, среднеевропейской цене.

Муниципалитет Биргу живёт в основном за счёт оплаты стоянки вот таких вот красавиц. При этом стоит появиться громадной яхте, все сразу же начинают говорить - это русская, это русская. Спрашиваю: а почему над ней флаг одной из арабских стран? Тут же слышу в ответ: вы, русские, всегда замаскируетесь и всех объ..те.
Муниципалитет Биргу живёт в основном за счёт оплаты стоянки вот таких вот красавиц. При этом стоит появиться громадной яхте, все сразу же начинают говорить - это русская, это русская. Спрашиваю: а почему над ней флаг одной из арабских стран? Тут же слышу в ответ: вы, русские, всегда замаскируетесь и всех объ..те.

Кстати, с того же момента общественный транспорт на Мальте бесплатный. Опять-таки, не для всех, а только для обладателей Талиния-карты, которую, в свою очередь, могут получить только проживающие в стране постоянно и легально. Как я, например. Туристы и прочие приезжающие покупают билеты от 1,5 до 3 евро в зависимости от вида транспорта и маршрута либо переходят на временные проездные, которые хитроумные мальтийцы опять же сделали не на все маршруты.

Изменило ли это мою жизнь? Если честно, не очень. Как ездила машиной, так и продолжаю. Как заправляла два бака в месяц, так и продолжаю это делать. Но честно скажу, при всяком удобном случае с удовольствием пересаживаюсь на ферри (это такой кораблик), чтобы пересечь бухту, а не ехать по берегу. Так получается и быстрей, и дешевле. Про удовольствие от созерцания с воды исторических бастионов мальтийских городов писать не буду – это опять из морально-этических размышлений.

Вид со стены Мсида Бастион на бухту, которую можно пересечь на ферри. Фотография, к сожалению, не передаёт высоты, но стена возвышается над бухтой более, чем на 30 метров. С неё во времена оные можно было простреливать все подступы к Валлетте и Флориане хоть с моря, хоть с суши.
Вид со стены Мсида Бастион на бухту, которую можно пересечь на ферри. Фотография, к сожалению, не передаёт высоты, но стена возвышается над бухтой более, чем на 30 метров. С неё во времена оные можно было простреливать все подступы к Валлетте и Флориане хоть с моря, хоть с суши.

Возникает вопрос: а почему же тогда такое, прямо скажем, немалое подорожание среднего чека при покупке продуктов? Ответ здесь кроется не в энергетической составляющей, а несколько в другом – Мальта не обеспечивает себя ни продуктами, ни водой, ни много ещё чем необходимым. Выражаясь казённо-деловым языком, продовольственная безопасность страны замерла где-то у нулевой отметки.

Те, кто живут в районе Гранд Харбор, имеют возможность наблюдать, как в неё регулярно заходит громадный паром Гримальди, в трюмах и на палубах которого находятся многочисленные контейнеры, везущие на остров всё, от печенья и мороженого до колбас и мясных полуфабрикатов. А ещё сыры, вина, фрукты, овощи и самые разнообразные полуфабрикаты. Самый распространённый язык на этикетках, конечно же, итальянский. Помню курьёзный случай в магазине: американская туристка преклонных лет пыталась разобрать надпись на какой-то пачке, где по-английски не было написано ни слова. Как она обрадовалась помощи, а потом ещё долго пыталась выяснить: почему мальтийцев это не беспокоит, почему они не требуют напечатать перевод. Привыкли, знаете ли. Исторические связи с Италией крепче, чем с недавней метрополией, да, и отношения теплей.

Вид на Гранд харбор из Валлетты. Это в неё приплывает паром со всякой всячиной с итальянского острова Сицилия, ближайшего берега Европы.
Вид на Гранд харбор из Валлетты. Это в неё приплывает паром со всякой всячиной с итальянского острова Сицилия, ближайшего берега Европы.

Вот так и получается: энергоносители не подорожали, а цены на большинство продуктов поползли вверх. Такое вот мальтийское жизненное правило. Но, как во всяком правиле, есть и приятные исключения. Не дрогнули цены на местные продукты: молоко, местные овощи и фрукты, местные вина, то есть в основном продукты, которые покупаются на фермерских рынках.

Один из продуктов, цены на которые не повысились - местная фермерская клубника. Сладкая - невероятно. Фото сделано на Празднике клубники в Мджарре. В такие сосуды, выдолбленные из местной тыквы, традиционно собирали ягоды.
Один из продуктов, цены на которые не повысились - местная фермерская клубника. Сладкая - невероятно. Фото сделано на Празднике клубники в Мджарре. В такие сосуды, выдолбленные из местной тыквы, традиционно собирали ягоды.

Впрочем, правил без исключения не бывает. В нашем случае это рыба. Причём, не вся. Для меня первое время было непривычным, что в каждом магазине, на каждом рынке в этикетке рыбы будет указано wild (дикая, то есть выловленная в море) или farm (фермерская, то есть выращенная). Так вот выловленная осталась по прежней цене, а вот выращенная, напротив, подорожала от 30 до 40%. Как я понимаю, за счёт подорожания кормов. С морепродуктами - та же история. Впрочем, и тут есть исключение: устрицы. Как были дорогими, так и остались, хотя цена на прежнем уровне.

Вот как-то так. Если вам интересна эта тема – пишите в комментариях. В следующий раз расскажу о ценах на коммунальные услуги.

Намеренно не размещаю фотографии магазинов, товаров и продуктов. Все фотографии напрямую к тексту статьи не имеют ровным счётом никакого отношения.