Попытка № 2 (Попытка №1 - здесь)
О первой "попытке" примкнуть к марафону "Фантастическая весна" я писала чуть ранее. Опыт был не очень удачным. Но организаторы благосклонно добавили еще одного автора и еще одну неделю для чтения. И, кажется, в этот раз всё сложилось)
*Организаторы: Longfello, «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Запах книг», «Книжная полка Джульетты», «Книжный клуб авантюристов», «Книжный мякиш».
На этот раз я взялась за сборник рассказов Рэя Брэдбери "Лекарство от меланхолии".
Сборники рассказов я покупаю редко, а читаю еще реже. Потому что, взяв книгу с полку, я уже не могу поставить ее обратно, прочитав только какую-то ее часть. А чтение десятков рассказов подряд требует больших эмоциональных и умственных сил. Если при чтении романа у читателя есть возможность постепенно включиться в происходящее, прожить с героями какой-то отрезок времени, то рассказ окунает сразу в гущу событий, а потом резко - выбрасывает на сушу. Требуется время, чтобы осознать, осмыслить, что же это было, о чем, какой след в тебе оставит этот читательский опыт.
Поэтому маленький сборник в 300 страничек я читала целую неделю. И сейчас, перевернув последнюю страницу, еще под впечатлением от последнего рассказа, сажусь за этот обзор. (Впрочем, написание обзора растянулось тоже на несколько дней))
"Лекарство от меланхолии" - это авторский сборник Рэя Брэдбери, выпущенный в 1960 году. Напомню, что публиковаться Рэй Брэдбери начал с конца 1930-х, а всемирную славу ему принес роман "451 градус по Фаренгейту", изданный в 1953 году.
В сборнике двадцать две истории. И лишь некоторые из них относятся к жанру фантастики. Есть здесь и вполне реалистичные сюжеты, в которых автор выступает как тонкий психолог; и триллеры, которые держат в напряжении до последней строки; и детективы, с совершенно неожиданными поворотами; и размышления об искусстве; и истории, которые вообще сложно отнести к какому-либо жанру, как например рассказ "Дракон", у которого может быть несколько разных интерпретаций.
Раз уж мы в рамках марафона "Фантастическая весна" говорим о фантастике, я бы должна сделать акцент на тех рассказах, которые относятся к этому жанру. Но не буду. Потому что все двадцать две истории - невероятные. Фантастикой в них является то, что при глубоком понимании человеческой природы, склонной не только к созиданию, но и к разрушению (и чаще именно к разрушению), Рэй Брэдбери продолжает с надеждой, а порой совершенно детским восторгом, смотреть вперёд, в будущее.
Когда ничего не осталось, когда человеческая жизнь ничего не стоит, а достижения прошлого предаются осквернению и осмеянию, у человека остаётся последнее достояние - способность мечтать и верить в лучшее:
Нужно верить. Когда все пропало, верьте - что-нибудь да произойдет. (Лился на землю неумолчный дождь)
Верить в прекрасные перемены в своей жизни, и в прекрасное будущее всего человечества:
Зачем мы прилетели на Марс, зачем человек запускает ракеты...
Нет, не для заработка. Нет, не любоваться пейзажами. Все это враки, которыми мы себя тешим... В нас что-то тикает, как тикает внутри лососей, китов и, ей-богу, мельчайших микробов. И что же говорят эти часики внутри всего живого? Они говорят: рвитесь на волю, кто куда, не сидите сиднем, плывите без остановки. Мчитесь во множество миров, возводите множество городов, чтобы ничто и никогда не смогло уничтожить человека. (Земляничное оконце)
Человек должен стремиться к невозможному. Именно такое стремление двигает прогресс. Память обо всех прошлых свершениях и победах живет в каждом из нас:
Родился за девятьсот лет до Рождества Христова. Окончил начальную школу в Париже в 1783, среднюю школу и колледж в Китти Хоке, 1903. Выпуск с Земли на Луну сегодня, с Божьей помощью, 1 августа 1971 года. Кончина и погребение на Марсе, если повезет, летом 1999 года от Рождества Христова. (Икар Монгольфье Райт)
Но устремляясь вперед, не стоит забывать о своих повседневных, самых простых и скучных обязанностях:
[в ответ на рассказ мужа о традиции туземцев-островитян "время уходить"]
-А туземцы и "Время уходить"? Так вот что я тебе скажу: тебе время сидеть дома! Это время, когда плод не свалится с дерева тебе прямо в рот, за ним нужно ходить в магазин. А почему нужно за ним ходить? Да потому, что кое-кто, обойдемся без имен, несколько лет назад разобрал машину, как какой-нибудь будильник, да так и оставил ее внутренности разбросанными по двору. В четверг исполняется ровно десять лет, как я выращиваю в своем саду автозапчасти. Время собирать и жечь листья! Время рубить деревья и пилить их на дрова. Время прочищать дымоходы и вставлять зимние двери и рамы. Время крыть крышу. И если ты думаешь, что тебе удастся от этого увильнуть, подумай дважды! (Время уходить)
Главный совет, который я слышу, читая Рэя Брэдбери: нужно любить жизнь, нужно смаковать каждый ее глоток, нужно созерцать и созидать, и, когда пришло время, без горечи оставлять прошлое в прошлом и смело идти вперед. Нужно позволить себе быть живым. Это и есть настоящее лекарство от меланхолии.
P.S. В этом марафоне я невольно начала сравнивать Кира Булычева и Рэя Брэдбери. И в данный момент, в текущем моем возрасте и настроении, после чтения названных в обзорах произведений, ближе и ценнее для меня оказался Рэй Брэдбери. Для каждого возраста - свои книги. Но писать для детей, наивно и просто, и писать, в душе оставаясь ребёнком, мечтательно и дерзновенно, - совсем не одно и то же.