Найти тему
Человеческая Речь

Политех в смысле – в каком смысле?

Сразу скажу, нынешняя программа политеха для меня оказалась намного качественнее и интереснее, чем три или четыре предыдущие. Складывается ощущение, что политех сам против себя организовал какой-то странный протест. А заодно и пощекотал нервы постоянным зрителям. Все же ждут, что сейчас вот занавес откроется, а там нагорожено этажей пятнадцать всякой многозначительной чуши, а нынче занавес открылся, а сцена пуста. То есть абсолютно – пустая коробка огороженная тремя девственно чистыми белыми экранами.

Второе ожидание, которое мастерски обломали политеховцы – они вообще убрали из программы все свои традиционные иносказания, пятиэтажные метафоры и прочую дребедень, за которой частенько вообще ничего не стояло. Свободная от декораций сцена, а на ней абсолютно свободный от сюжета или хоть каких-то намеков на смыслы концерт! Оно, конечно, вопрос-то возникает, благо он еще до политеха уже был озвучен – а с какого перепуга именно в этом году, когда мудрецы из РСМ решили поэкспериментировать с Положением о студвесне, и изъяли из оценки концертной программы учет качества номеров нужно выставлять обязательно дивертисмент? Ну глупо же и не рационально. Но в какой-то момент на сцену промаршировали пионеры и принялись по-пионерски бороться с дивертисментом. И с этого момента стало как-то странно – дивертисментный подход к верстке концерта не исчез, но эта странная компания с горном и галстуками, появляясь время от времени и обрастая дополнительными персонажами, все время вносила в эту концепцию какой-то диссонанс. В результате компания утопила всю свою труппу в каком-то аквариуме, а потом еще и расколотила этот аквариум в последний момент. А вместе с аквариумом и расколотила все стереотипы и штампы, которыми политех обрастал много лет – респект, как говорится, и уважуха.

-2

В результате-то политеховский концерт оказался пусть и легковесным и даже пустоватым, но далеко не бессмысленным. Да он, собственно, и назывался В СМЫСЛЕ, что можно ведь трактовать и как прикол, и как вопрос, и просто как расхожую фразочку молодежного сленга. Единственная трактовка, которая не подойдет к нынешней программе – это прямое значение, типа вокруг смысл, а я внутри. От этой трактовки политеховцы открестились сходу и всячески старались ее на сцену не пускать. В общем, ребята поступили так, как в свое время поступал неоднократно великий режиссер Вахтангов – он, как только в газетах начинали обсуждать фирменный режиссерский прием вахтанговцев, тут же ставил спектакль на каком-то противоположном приеме, вгоняя в ступор всех московских тогдашних критиков, и просто физически лишая их языка для обсуждения.

-3

Если как-то подрезюмировать общие впечатления от политеховского концерта, точнее от содержания этого концерта, надо сказать, что замысел вытащить на сцену обновление или косметический ремонт хотя бы привычной политеховской эстетики оказался благотворным, удачным и весьма убедительным. И отремонтировали, и перестроили, и еще и ландшафтным дизайном все вкусно декорировали. Большие молодцы, что тут скажешь. Наконец-то мы увидели, что политеховцы – не модные фантастические твари, а нормальные парни и девчонки, умеющие заразительно смеяться над самими собой, над окружающими и вместе с окружающими. Вопрос, почему этот замечательный плод созрел именно в этом году, когда для него вроде бы никаких оснований в окружающем мире не осталось никуда не делся, но сам факт, что плод наконец созрел не может не радовать. В конце концов, когда созрел, тогда и созрел.

-4

А теперь пробежимся по режиссерским особенностям концерта – тут восторги тоже есть, но есть и чем в нос потыкать, не без этого же. Странно было бы без этого. Без этого можно было бы сходу концерт политеха шедевром обозвать, а это – не шедевр. Есть им еще куда расти, как и всем остальным впрочем.

Главная претензия к режиссеру – динамика концерта. Этот дикий разгон с какого-то момента начал работать с противоположным эффектом – зрители банально устали, а концерт все никак не закончится. Если учесть, что дивертисментный-то принцип лишает зрителя следить за чем-то конкретным, и самоорганизовывать собственное внимание, получается, что столь энергичное и даже жесткое давление на зрителя излишне. Оно вредит. Воздух-то зрителю тоже необходим, он-то не в аквариуме, и кувалды, чтобы по стеклянной стене шарахнуть у него нет. А ведь хочется с какого-то момента сбежать.

-5

Знаете, универу на разборе попеняли за агрессивную световую палитру – это они тогда еще политеха не видели, знали бы какая на самом деле бывает агрессивная световая палитра! Универ-то, конечно, нынче со светом разгулялся, но они все же свое световое шоу сориентировали на сцену. То, что вылетало в зал, они поручили ласковым точечным лазерным приборам, очень щадящим зрительские глаза. Политех же настроил рампу на постоянный нокаут зрительного зала. Я даже понимаю, зачем им это понадобилось, но вообще-то, при таком световом решении стоит у ДК ставить на всякий случай пару дежурных скорых – мало ли что.

Не понравилось несколько номеров. Ну… не правильно сказал, при чем тут не понравилось, не верно решены, как мне показалось, вот так вернее. Скажем, известная песенка Вени Дыркина, или, как сейчас принято говорить Александра Литвинова. По сути это – обломок прошлогодней пошлой корпоративной свадьбы. Та же эстетика, та же натужность, та же адресованность к тем, которых вы нынче решили от пошлости и приверженности к штампам полечить. Я даже где-то понимаю, что нынешний зал в массе уже и не знает этой песни, и слышит ее впервые, и реагирует именно на содержание. Но у Вени, или, если хотите Александра песенка-то потоньше и юмор там на контрасте как раз строится. Стоило бы, раз уж решились громить и выносить из дома собственную накопленную годами грязь, и это тоже вынести. Это номер из прошлогодней программы, а мы уже понимаем, что прошлогодняя вас самих бесит. Зачем тогда?

-6

Примерно так же сделан и первый номер про шарманку из 70-х, но этот номер на месте, поскольку задним числом понимаешь, что это как раз то, над чем нужно смеяться, и что стоит как-то осудить, а вот «Ты нравишься мне» в такой контекст не встроена. А, значит, лишняя просто.

Кстати, о лишних. Программу реально можно было сократить минут на 15-20, и это был бы как раз тот тайминг концерта, при котором вы смогли бы сделать еще один уверенный шаг к тому, чтобы ваш концерт назвали шедевром. И сделать это при вашем дивертисментном подходе можно было бы легко. Не сделали – и это очередной просчет режиссера.

-7

И финальчик. Финальчик у вас хорош, конечно, и кто я такой, чтобы осудить ваш вариант нашего бубена! Разница только в том, что универ сначала концерт заканчивает, закрывает занавес, включает в зале свет, и только потом запускает бубен. Т.е предоставляет зрителю право или уйти, или еще порезвиться вместе с участниками концерта. Вы же свой аналог бубна запустили, не закрывая занавеса и не включая в зале свет. То есть, насильно заставляя зрителя принимать участие в вашем вполне заслуженном торжестве. Это не очень хорошо. Возможно, многие бы и так остались вам подпеть или с вами станцевать, но, когда это насильно, зритель уже уходит с ненужным раздражением – оно вам надо?

-8

Собственно, это все. Политех можно и даже нужно поздравить с великолепным показом. Ребята молодцы, они как последователи интернационала, отряхнули с ног старый мир. Не весь, но большую часть. Куда они теперь – это мы увидим уже в следующем году, но перспективы радостные и обнадеживающие. Молодцы, ребята!