Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

К чему может привести таран подлодки и когда пить шампанское подводникам

Казалось бы - как связаны между собой два этих процесса? Однако не будем спешить.

Была в Кригсмарине подводная лодка U-444 серии VIIC. Вошла в строй 9 мая 1942 года. Её первым и единственным командиром был оберлейтенант цур зее Альберт Лангфельд. Нашёл единственное фото этой лодки и на нём изображён оберлейтенант. Поскольку на лодке в этом звании был только один офицер, то скорее всего это и есть Лангфельд:

Ещё когда лодка проходила боевую подготовку в составе учебной флотилии, Лангфельд уже отличился участием в таране. 6 августа 1942 года U-612 отрабатывала погружение на полигоне близ Варнемюнде, когда в её корму врезалась U-444. Командир U-612, капитан-лейтенант Пауль Зигманн, быстро всплывает на поверхность, но лодка начинает тонуть. Спаслись все, кроме двоих мотористов.

Зигманн только неделю назад стал капитан-лейтенантом - и вот такой подарок

-2

Позже лодку подняли, но в боевой состав она не вернулась, стала учебной. Зигманн до конца войны командовал другими, отправил на дно три военных корабля и один транспорт. Видимо, отведённый ему лимит потоплений он исчерпал на U-612, поэтому пережил войну и умер в 1986 году.

Лангфельд продолжил командовать U-444, с должности его не сняли - с кем не бывает? Кстати, эмблемой его лодки был вот такой бодливый козёл-cерна:

-3

U-444 совершила два боевых похода общей продолжительностью 60 суток, никаких успехов не имела, пока не наступило 11 марта 1943 года. Дальше я приведу выдержки из материалов о ней с англоязычного сайта Uboatarchive.

Лодка в числе 10 или 11 других из волчьей стаи "Нойланд" напала на конвой HX 228, но Лангфельд намеревался топить только крупные транспорты и поэтому упустил несколько шансов поразить более мелкие цели. Некоторое время он безуспешно пытался маневрировать в центре конвоя. В 10:15 11 марта, когда U-444 всплыла на поверхность, Лангфельд заметил впереди подходящее судно. Он был так поглощен подготовкой к своему первому успеху, что не видел ничего, кроме своей цели. Напряжение коснулось и наблюдателей на мостике, которые повернулись со своих секторов, чтобы наблюдать за ходом событий. Так случилось, что эсминец, приближающийся с кормы, был впервые замечен, когда он находился всего в 450 метрах от корабля. Это был HMS Harvester (H 19):

-4

Как только эсминец был замечен, все мысли об атаке были оставлены. Дозорные рухнули в центральный пост, а за ними Лангфельд с криком: «Тревога! Тревога!». Подлодка резко пошла на погружение.

Один из выживших вспоминал в плену, как он обратился к радисту: "Герр функмаат - пожалуй, пришла пора составлять завещание!". На что тот отвечал: "Да ты глянь на старика - его нервы в ужасном состоянии!"

"Старику" Лангфельду на тот момент было 25 лет.

Первые глубинные бомбы упали, когда U-444 погрузилась примерно на 40 метров. Вышло из строя освещение и поток воды, который с большим трудом удалось перекрыть, хлынул из носового гальюна. Вода поступала и в корму из-за течи в системе охлаждения двигателей. Распределительный щит загорелся, но пламя удалось потушить углекислотными огнетушителями. Были повреждены трюмные помпы и разбито множество приборов.

Выжившие рассказали, что боевой дух многих в тот момент был плачевным, и что некоторые рядовые дрожали и плакали от страха. Второй вахтенный офицер лейтенант Гельмут Диль оставил свой пост в носовом отсеке и, со слезами на глазах, ворвался в центральный пост с криком: «Разбит глубиномер в носовом отсеке!». Даже помощник боцмана по фамилии Зеехаузен, на счету которого было девять патрулей, потерял самообладание.  

Поскольку у U-444 была тяжелая носовая часть, экипажу приказали бежать в корму, но затем было решено, что шансов спасти подводную лодку мало, и был отдан приказ всплыть. HMS Harvester тут же попытался обстрелять её, но дистанция была слишком мала и эсминец на скорости около 27 узлов пошёл на таран. И это был не последний таран, который достался несчастной субмарине в тот день. Она смогла дважды увернуться от ударов форштевня эсминца, но на третий раз его нос врезался в лодку позади рубки, однако не смог пробить корпус настолько, чтобы она сразу же затонула.

Коммандер Артур Тэйт

-5

ранее уже применял такой приём. 15 января 1942 года эсминец HMS Нesperus под его командованием так долбанул U-93, что её командира оберлейтенанта цур зее Хорста Эльфе

-6

и его первого офицера выбросило с рубки лодки в шлюпку, расположенную на палубе эсминца. И он, и 40 членов команды остались в живых, лодка утонула, а Эльфе дожил до 2008 года.

А Нesperus вернулся на базу со свороченным набок форштевнем

-7

Ремонтировался до апреля, т.е. вышел из строя минимум на 3 месяца. Если учесть что за это время вошло в строй порядка 60 немецких подводных лодок, то стоила ли овчинка выделки?

Но вернёмся в 11 марта 1943 года. Эсминец наехал на лодку и некоторое время они оставались на месте, сцепившись своими конструкциями. На эсминце началось затопление носового отсека, вышел из строя один из двигателей, а гребные валы и винты оказались серьезно повреждены. Часть немцев попрыгала за борт и они в воде кричали о помощи. Подводная лодка оказалась лежащей на боку, высовываясь из-под кормы эсминца. Наконец ему удалось сползти с неё. Оставшиеся же на субмарине моряки попытались увести потрепанную, но не потерявшую ход U-444 подальше от места столкновения.

Harvester оставался на месте без хода, подавая сигналы SOS, а ползущую на последнем издыхании лодку заметил французский корвет "Аконит" и протаранил её во второй раз, и проходя над ней, сбросил ещё 5 глубинных бомб. Сразу после тарана крики «Хильфе!» были услышаны и четверо немцев были подобраны. Все остальные погибли.

Трое из спасённых были мотористы, а четвёртый - тот самый радист Рудольф Шпиц, которому рекомендовали писать завещание. Те, кто был спасен, мало что могли рассказать о судьбе своих офицеров, за исключением того, что инженер-офицер был одним из первых, кто покинул подводную лодку и что он, возможно, застрелился в воде. Считается, что Лангфельд был убит в результате обстрела мостика.

Он соблюдал строгую дисциплину. Даже в море наказывал своих людей за мелкие провинности, заставляя их делать 20 приседаний, держа в каждой руке тяжелый железный груз. Его поведение во время единственной атаки на конвой показало, что он был уравновешенным человеком, который не желал тратить торпеды на маленькие корабли. В то же время его целеустремленность погубила его, так как он был настолько сосредоточен на своей атаке, что не заметил приближения эсминцев, которые его потопили. Лангфельд был баварцем, его дом находился в горной деревне Гармиш. Говорили, что он недавно обручился и должен был жениться по возвращении из патруля, во время которого он был убит.

Но тараны в тот день не закончились. Около полудня 11 марта капитан-лейтенант Экхард, командир U-432, увидел в перископ дрейфующий Harvester. Немец не мог поверить такой удаче! Тем не менее он решил действовать осторожно. Лодка несколько раз обошла эсминец, чтобы убедиться, что поблизости нет других вражеских кораблей. Когда стало ясно, что Harvester находится в одиночестве, U-432 выпустила две торпеды, поразившие цель. Эсминец взорвался и затонул. Вместе с ним погибли Тейт, 143 члена экипажа и 39 моряков с потопленного транспорта, подобранных эсминцем ранее.

Это была непростая лодка. Вот она в Ла-Рошели:

-8

Её эмблемой был полярный медведь, стоящий на задних лапах на корме тонущего среди полярных льдов парохода. Первым её командиром был кавалер Рыцарского креста Хайнц-Отто Шульце, на счету которого было 20 потопленных и 2 повреждённых судна.

Для сменившего его Экхарда это был первый боевой поход и продлился он всего 26 суток. Потопление Harvester было его первой победой и он решил отметить её ужином с шампанским в кают-компании. Поскольку гидроакустик был занят мытьём бокалов, то появление "Аконита", прибывшего по сигналу SOS потерявшего ход английского эсминца осталось незамеченным.

Корвет "Аконит"

-9

Его командир лейтенант Жан Мари Луи Левассёр:

-10

И только серия глубинных бомб напомнила немцам, что война ещё не закончилась. Выжившие рассказали, что услышали шум винтов прямо над своей лодкой за мгновение до того, как произошло это нападение. Экхардт поспешно приказал своим людям занять боевые посты; у большинства тогда еще был набит рот едой. В результате этой атаки вышла из строя основная система освещения, электродвигатели, загорелся главный распределительный щит. Лодка проваливалась на глубину. Ничего не оставалось, как всплывать, продувая балласт. Когда U-432 всплыла на поверхность, Экхардт отдал приказ: «Надеть спасательные жилеты. Приготовиться покинуть корабль!» На поверхности лодка подверглась обстрелу из орудий и пулемётов, команда стала бросаться за борт. Считается, что французы просто хотели взять её на абордаж, но так получилось, что произошёл таран и субмарина отправилась на дно. К этому моменту её командир и часть команды уже были убиты артогнём, часть оказалась в воде.

Вскоре на борту корвета оказалось 2 человека с U-444, двадцать - с U-432, сорок восемь - с "Харвестера" и еще двенадцать с транспорта "Уильям Горгас" (они были спасены командой "Харвестера" накануне, после того, как транспорт торпедировала U-757.

Таков был день 11 марта 1943 года примерно в центре Атлантики.

И ещё маленький штрих. В британском королевском музее Greenwich есть небольшой экспонат: обрамлённые рамочкой несколько фотографий и подписи к ним:

-11

Так вот, на средней трое из спасённых "Аконитом". Слева тот самый радист с U-444 Рудольф Шпиц, в центре главный механик эсминца «HMS Harvester» Эдвард Мерфи и справа Вильгельм Бухер, механикерсмаат (унтер-офицерская должность) с U-432. Написано, что они подружились на "Аконите" и остались друзьями и после войны. Вот такие дела.

..............................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала6