Небольшая мобильная атомная электростанция под боком – одни сплошные удовольствия. Необходимость подвозить топливо к черту на кулички появляется нечасто, токсичные выбросы отсутствуют, имеется возможность подачи тепла на объект. Эта идея посетила умы советских ученых в 1950-х годах.
ТЭС-1 – первая в мире мобильная атомная электростанция в мире. Она создавалась для обеспечения электроэнергией удаленных гражданских и военных объектов. По идее, АЭС доставлялась по железной дороге максимально близко к месту эксплуатации, а затем своим ходом добиралась к месту назначения. Комплекс состоял из четырех гусеничных платформ, из которых в месте дислокации собиралась электростанция.
Техническое задание сильно ограничивала проект по весовым характеристикам, поэтому от непроверенных инноваций пришлось отказаться в пользу надежного водо-водяного реактора. Давление жидкости в контуре достигало 130 атм, что давало возможность держать поток в состоянии жидкости даже при температуре 300 градусов Цельсия. При этом в парогенераторе максимальное давление составляло не более 20 атм, а перегретый пар шел на турбину с температурой около 280 градусов.
Итогом трудов ученых “Лаборатории В” стала громоздкая конструкция, которая располагалась на четырех удлиненных шасси тяжелого танка Т-10. На первом– реактор, на втором – парогенератор, на третьем – турбина с генератором, на четвертом – центр управления. Общая масса самоходной электростанции равнялась 310 т. Это не мудрено, так как бак из свинца имел толщину 100-190 мм и заполняется раствором борной кислоты. Для управления этой АЭС требовалась смена из трех человек.
Гарантировать безопасную работу мобильной атомной электростанции вблизи с объектом было нельзя, поэтому обязательно нужно было соорудить вокруг реактора и парогенератора своеобразный капонир. В походном состоянии, естественно, реактор не работал, а в развернутом – машины соединялись трубопроводами и силовыми кабелями.
При необходимости быстрой смены дислокации, когда топливные баки еще горячие, а водяная рубашка при отключенном парогенераторе не способна работать, использовался воздушный радиатор. С его помощью остаточное тепло остывающего реактора рассеивалось в атмосферу. Для замены отработанных топливных сборок в полевых условиях нужен был 25-тонный подъемный кран.
Опытный экземпляр первой в мире мобильной АЭС откатывался в Обнинске с 1961 по 1965 год. ТЭС-3 без проблем выходила на расчетную мощность 1500 кВт и работала на одной топливной сборке 250 дней.
ПАЭС “Памир”
Если ТЭС-3 условно можно назвать гражданским проектом, то колесная атомная электростанция “Памир” – это сугубо военная разработка. Как водится, в технической документации ПАЭС говорилось, что колесный вариант мог использоваться и в мирных целях, например, в районах стихийных бедствий. Однако основная задача “Памира” – электроснабжение радаров ПВО, когда штатные системы будут уничтожены в результате ракетного удара.
Установка “Памир” размещалась на четырехколесных тягачах МАЗ-537: на первом – реактор, на втором – турбогенератор, на третьем – система управления, на четвертом оборудование и помещения для персонала. Вся эта махина весила 60 тонн.
Все шло к тому, что “Памир” в скором времени поступит в войска. В 1985 году ПАЭС успешно прошла тестовые испытания, но спустя полгода после их завершения произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. Мировая общественность резко изменила свое отношение к атомной энергетике и все разработки самоходных электростанций и не только они были свернуты. В настоящее время та же мировая общественность после провала “зеленой энергетики” с интересом смотрит на создание малых модульных реакторов (ММР).