Найти в Дзене
Coracero

Интерстеллар. Фильм застрявший между сказкой и явью.

Оглавление

Первый полёт человека в космос, 12-го апреля 1961-го года, стал знаменательным днём для всего человечества. И за первые два десятилетия второй половины 20-го века земные человеки сделали множество знаковых шагов в покорении, в освоении космоса. Первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе, первый выход в открытый космос, первый человек на Луне, в 1969-м году.

  • многие из них сделали советские люди, из-за чего для нас, их потомков и наследников, в широком смысле слова, День Космонавтики стал настоящим праздником

Продолжая эту тенденцию, наложившуюся на вышедший на свой пик технический прогресс, можно было ожидать всё новых и новых открытий и достижений. Энтузиазм заражал не только учёных и специалистов, он отражался и в массовой культуре. Если взглянуть на даты в фильмах и книгах, что сегодня уже стали классикой, то окажется..., что мы их либо уже прожили, либо приближаемся к ним.

кадр из фильма 1968-го года - "2001 год: Космическая одиссея"
кадр из фильма 1968-го года - "2001 год: Космическая одиссея"

Но ни к Марсу, ни к Юпитеру пилотируемых экспедиций не было и, в реальной перспективе, не ожидается, хотя, по срокам, уже давно пора Врата Тангейзера строить (на слезах ссыльных и репликантов, конечно же), для межзвёздных перелётов.

  • где-то в период 2014-2019-го годов, а по сюжету фильма "Бегущий по лезвию" идёт 2019-й год, они уже функционировали

По сути, даже новая, современная лунная программа "Артемида" имеет шансы затухнуть ещё до того (или сразу после*), как на лунном грунте появится след ещё одного человека, хотя её работа, формально, уже началась и миссия Artemis I считается успешной, один из главных компонентов программы - корабль Starship, который и должен будет выполнять посадки на поверхность Луны - буквально на днях отметился очередной катастрофой.

  • "Артемида" от NASA задумана как долговременная программа, со строительством базы на поверхности и лунной орбитальной станцией
  • и это очень далеко от простого повторения серии отдельных миссий "Аполлона"

Внешнее замедление развития технологий имеет простое, но не менее обескураживающее объяснение, человечество быстро выбрало весь запас прочности и энергоёмкости доступных ему материалов и топлива.

  • да, мы летаем на МКС на модернизированных Союзах не потому, что они как "буханка" "сразу вышли хорошо" или сделать принципиально новое невозможно "технологии утрачены", просто и материалы, и задачи, в целом, остались те же самые, а выход за их пределы -
  • это куда более серьёзный рывок, чем создание новой марки автомобиля
фото с сайта Роскосмоса: "18 марта 2022 года с космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «С. П. Королёв» (Союз МС-21) и экипажем экспедиции МКС-67."
фото с сайта Роскосмоса: "18 марта 2022 года с космодрома Байконур выполнен пуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «С. П. Королёв» (Союз МС-21) и экипажем экспедиции МКС-67."

Новые материалы, двигатели на иных, нежели сгорание топлива, источниках реактивной тяги появляются, превращаются из теории в практику, перемещаясь из лабораторий в космос..., но это процесс совсем не такой быстрый, как развитие ракетной техники на заре космической эры.

Но, сколь здравыми ни были бы объяснения, червячок сомнений, что человечество, на самом деле, могло бы шагнуть к звёздам, стоит лишь собраться и захотеть. И у этих сомнений тоже есть объективные основания, в виде господства общества потребления, рыночных отношений, замудрёной и замкнутой на одну страну мировой системы распределения ресурсов и доходов.

Через депрессию к звёздам!

И это тоже отражается в современной культуре. Один из приёмов в современной строгой и не очень строгой научной фантастике, уже претендующий на звание клише - это катастрофические предпосылки к массовому переселению человечества в космос. Говоря проще, писатели придумывают человечеству мотивацию к активному переселению в космос в виде смертельной угрозы жизни на поверхности Земли или внутри Солнечной системы.

Сам приём не нов, разумеется, нельзя сказать наверняка, что даже "Бегство Земли" 1960-го года издания, французского писателя Ф.Карсака, было первым подобным произведением, но "Бегство Земли" - это приключенческий роман, смертельная угроза всему человечеству в нём только стимулирует и так идущие поиски способа отправиться к звёздам, задаёт тон произведения огромным масштабом происходящего, попутно ставит героев в необычайные обстоятельства, о которых с интересом прочтёт читатель.

часть обложки книги Стивенсона - Луне капут, человечеству тоже...
часть обложки книги Стивенсона - Луне капут, человечеству тоже...

"Семиевие" Н.Стивенсона, как пример современного эпического фантастического романа, и "Интерстеллар", как пример масштабного фантастического кино, используют этот приём более прямолинейно. Без угрозы для его существования, человечество в космос особо и не стремится, да и с появлением угрозы, только небольшие группы людей предпринимают меры к спасению человека, как вида.

Человечество вымышленной вселенной Карсака и без угрозы взрыва Солнца гонялось бы с фульгуратором за гориллами-телепатами* по джунглям Венеры; человечество Стивенсона, на которое не грозит упасть Луна, купило бы новый айфон.

Когда накатит вдруг тоска, То далека, то вновь близка,
Знай — рядом Эри-Куба!
У ночи встанет на краю И выпьет кровь и жизнь твою Из мрака Эри-Куба.
И трус презренный, и герой,
Умрет от ужаса любой,
Кто видел Эри-Кубу…

Начиная разбор Интерстеллара, да и при его обычном просмотре, нельзя не заметить, фильм не просто констатирует, что человеки застряли на своей планете. Режиссёр подключает визуальные приёмы, фильтрами, буквально, отбирая у зрителя цветовую гамму и освещение, чтобы подчеркнуть безнадёжность ситуации.

  • все сюжетные ходы и технические моменты фильма я разбирать не рискну, ввиду объёма, но, надеюсь те, кто рискнёт его пересмотреть после прочтения моих статей, увидит что-то новое

Тот факт, что в фильме показан контакт с иным разумом, причём осознаваемый и со стороны кино-землян, но не он становится побудительным мотивом к путешествию, нужна катастрофа..., мягко говоря, обескураживает.

кадр из фильма "Очень страшное кино-3"
кадр из фильма "Очень страшное кино-3"

Интерстеллар и наука. Начало.

Завязка сюжета фильма - это одна из самых серьёзных его проблем. Не только из-за своей депрессивности, точнее именно негативный депрессивный настрой и то, что драма фильма базируется именно на "земной" его части, не даёт пройти мимо событий на Земле, фокусируя на них внимание зрителя. В то время как именно "земная" часть ближе и понятнее зрителю, в ней становятся заметнее фантастические допущения и оставленные сюжетные дыры.

Не случайно, кинообзорщики, отказываясь противопоставлять своё мнение и аргументацию авторитету знаменитого физика Кипа Торна - выступившего, практически, соавтором фильма по научной части - также сосредотачиваются на "земном", оставляя с минимум комментариев "космическое". На самом же деле, объём сделанных создателями кино допущений, равно как и качество научных консультаций у "земного" и "космического", в фильме, почти одинаков.

актёр Майкл Кейн и учёный-физик Кип Торн - фото из книги К.Торна "Интерстеллар - наука за кадром"
актёр Майкл Кейн и учёный-физик Кип Торн - фото из книги К.Торна "Интерстеллар - наука за кадром"

Кип Торн выступил отнюдь не простым научным консультантом, остающимся в пределах своей компетенции, он организовал режиссеру и сценаристу Кристоферу и Джонатану Ноланам, а также их команде, консультации и помощь специалистов самых разных направлений, включая, например, геологию и биологию. Документы, формулы и схемы, что появляются в Интерстелларе, вполне реальны. Разумеется, прямые наблюдения чёрных дыр и исследования почв на чужих землеподобных мирах никто не проводил, но их имитации выполнены учёными. Визуальные эффекты созданы на основе достижений современной астрономии и астрофизики.

По сути, Торн почти вытащил на себе решение одной из серьёзнейших проблем современного кино - организацию рабочей команды киноделов и консультантов для научной фантастики. Почти...

  • сверху - на русском языке, ниже - в оригинальной озвучке:
  • искривление пространства при входе в червоточину (или "кротовую нору") порождает иллюзию, что корабль ("Эндюранс") приближается не к сферическому объекту, а падает в гигантский котёл, сама конструкция Эндюранс скрипит и трясётся из-за пространственного вихря и порождённой им разнонаправленной гравитации, что, постоянно меняясь, относительно корабля, тянет её в разные стороны
  • киноделам пришлось отойти от точной модели созданной при участии Кипа Торна и его коллег, чтобы во время движения в червоточине зритель не путался в мельтешении звёзд
  • при просмотре, следите за руками Амелии Брэнд (актриса - Энн Хэтэуэй)
-6

Земля не умирает - это людям... конец.

Заглянув в космос, для затравочки, вернёмся на Землю. Если кратко описать катастрофу постигшую человечество, по сюжету фильма, то среди растений начала распространяться некая зараза, природа которой в фильме не раскрывается*, и это тоже не случайно.

  • именуется патогеном, и только по оговорке одного из персонажей, о том что патоген дышит, можно исключить его вирусную природу

Насколько раскрывает тему уже К.Торн, в своей книге, главной версией катастрофы, в ходе консультаций со специалистами, была выбрана эпифития* - эпидемия среди растений, перерастающая в панфитию/пандемию. Возбудитель заразы (возможно грибок, но, вероятнее, бактерия) должен был поражать хлоропласты* растений, быстро мутируя и переходя от одного вида растений к другому, прямо об этом не говорится, но и переносчиков этот возбудитель должен был "менять как перчатки", поскольку гибнут и сухопутные, и морские виды растений.

  • чаще используются термины - эпифитотия, и, соответственно - панфитотия
  • отвечают за фотосинтез, есть у всех зелёных растений

По сюжету фильма, по мере гибели видов культурных сельскохозяйственных растений, всё больше людей вовлекается в земледелие, компенсируя нехватку продуктов, происходит отказ от привычных нам потребительских товаров и значительной части продукции высокотехнологичных отраслей промышленности. Лишённые растительности грунты подвергаются эрозии, превращаются в пустыню, песчаные бури, ранее бывшие в южных штатах США редкими катастрофическими явлениями, становятся обыденностью.

-7

То, что в фильме действие происходит в будущем, но, например, вид машин вполне привычный и по сегодняшнему дню - это не киноляп. Также, в мире Интерстеллара, отказываются от популяризации освоения космоса и, вероятно, дорогостоящих фундаментальных научных исследований.

Именно от популяризации, а не от самих космоса и исследований. Хотя зрителю может так показаться, по некоторым оговоркам в фильме, но показанные комбайны-роботы работают ориентируясь по сигналам какой-то системы спутниковой навигации, а это группировка из двух-трёх десятков спутников на геосинхронных орбитах, не самых простых для выведения космических аппаратов. По-видимому, масштабы исследовательских работ были сведены к самому минимуму, скрыты от общественности, от некоторых отраслей науки могли отказаться вовсе, научные организации распустить, но сам факт обнаружения червоточины, а затем и гравитационных аномалий на Земле, говорит о том, что часть астрономических и астрофизических инструментов, включая космические, сохранялась.

-9

Фильм играет с восприятием зрителя, показывая антиутопию, мир без науки и технологий, при этом, не скатываясь в откровенный бред. Проблема в том, что фильм проигрывает, не давая зрителю чётких сигналов, которые позволили бы заглянуть за картинку и слова персонажей. Ведь все описанные выше моменты в фильме показаны лишь фоном, разбросаны по разным сценам и, вообще, ни разу не проговариваются напрямую.

-10

Несмотря на то, что природа планетарной катастрофы в фильме раскрывается минимально, можно заметить довольно серьёзные киноляпы с ней связанные. Например, единственный метод противодействия болезни, который можно увидеть в фильме - это уничтожение заражённых растений. Нет видимых карантинных мер, участки фермеров идут просто через межу друг от друга, поля не опрыскиваются, банальных теплиц, самый простой способ изоляции растений, и тех нет.

Если посмотреть на меры борьбы с реальными заболеваниями растений, то среди них будут не только уничтожение заражённых растений, но и выявление и уничтожение переносчиков болезнетворного организма, как правило, на суше - это насекомые, а также природных очагов заражения. Причём, последних в фильме и быть не должно, раз зараза уничтожает растения под ноль, то и безопасного растения-носителя или связанной с растениями среды у неё быть не может.

Грубо говоря, в мире, который борется с подобной заразой, мы должны были увидеть сельскохозяйственные посадки, изолированные, от любых иных насаждений или диких растений, широкими участками или даже рвами обработанными инсектицидами и гербицидами. Аналогичным образом защищённые теплицы или иные закрытые сооружения, с поправкой на климат, но зрители Интерстеллара увидели просто бескрайние кукурузные поля и такие же бескрайние ряды фермеров.

фото - ЖЖ agronomius.livejournal.com; на фото - спустя год после случайного чрезмерного внесения гербицидов в почву
фото - ЖЖ agronomius.livejournal.com; на фото - спустя год после случайного чрезмерного внесения гербицидов в почву

Конечно, можно сделать допущение, что все эти меры применялись, но оказались бесполезны, как и генетические модификации растений. Это значило бы, что загадочная зараза не просто дышит (азотом), она ещё и самостоятельно, без растений-носителей и животных-переносчиков, распространяется по Земле, в мире Интерстеллара. Если просто адаптивная универсальная зараза, по мнению тех учёных, что консультировали Торна и братьев Ноланов, была крайне маловероятна, то патоген-самоход, по уровню реалистичности фантастического допущения, находится не слишком далеко от вторжения ксеноморфов.

рисунок с сайта goodfon.ru
рисунок с сайта goodfon.ru

В итоге, фильм показывает внимательному зрителю, в зависимости от субъективного восприятия, либо растянутую на целый час киноусловность, либо глупость сценаристов, либо нечто полумистически загадочное - "Земля ополчилась" и всё такое.

Увы, но здесь консультанты были привлечены лишь для того, чтобы уже готовым сюжетным ходам дать научное обоснование, допуская лишь коррекцию основной идеи. Ноланы получили "зелёный свет", и, узнав, что необходимое им развитие событий возможно, теоретически, прочие подробности уточнять уже не пытались.

В далёкой далёкой галактике...

Космическая часть фильма, по праву, может считаться его украшением. Насколько можно понять по фильму и из книги Торна, специалисты NASA к его созданию не привлекались, потому и старт с Земли показан довольно скомкано, и к космическому кораблю есть вопросы. Собственно, в фильме нет даже полного изображения ракеты, которая подняла на орбиту Земли последний элемент корабля Эндюранс - второй космический челнок Рейнджер.

-13
-14

По кадрам запуска можно заметить только, что это двухступенчатая ракета-носитель. В целом, выглядит похожей на современную ракету-носитель и делает, примерно, то, что делают и современные РН - выводит космический аппарат на низкую околоземную орбиту.

отделение второй ступени в фильме
отделение второй ступени в фильме

Далее в фильме прямо озвучивается, что топливные баки Рейнджера заполнены на 100%. Здесь можно было бы сказать, что его вывод на орбиту обычной, на взгляд зрителя, ракетой, именно для того и производился - экономия топлива. И сборка корабля на орбите могла производиться с тем же подходом - есть серийные ракеты, есть космодромы, значит не нужно изобретать велосипед и тратить ресурс дорогих штучных кораблей нового типа.

И это может быть даже верно, для вымышленного мира Интерстеллара. Однако замысел киноделов читается довольно явно. Режиссёру хотелось до последнего держать зрителя в привычном окружении, в том мрачном подобии нашей обыденности, что он создал на первых 40 минутах фильма, а стартующий с Земли пепелац, на гибридном химическом-плазменном двигателе, запитанном, вероятно, от компактного термоядерного реактора*, сразу поставит восприятие фильма ближе к образам Звёздных войн или Звёздного пути, ломая доверие зрителя к происходящему на экране.

  • так конструкция Рейнджера описана на фанатских сайтах, и я бы сказал своё "фи", если бы мог дать иное объяснение происходящему на экране
  • само решение объединить химические и, вероятно, плазменные двигатели необходимо, чтобы, с одной стороны иметь тягу, для подъёма с поверхности (например, сила тяжести на планете Миллер даже выше земной), с другой высокий удельный импульс на единицу топлива должен уменьшать расход топлива
  • при массе Рейнджера, например, в 10-20 тонн, на его подъём на низкую околоземную орбиту ушло бы от 400 до 800 тонн топлива у обычной ракеты-носителя, а ведь одним этим манёвром дело не ограничивается

Чтобы понимать степень фантастического допущения, ни одного из перечисленных решений, на сегодняшний день, не существует даже на уровне опытно-конструкторских работ, например, современные термоядерные реакторы - это огромные экспериментальные установки, по датам же, на международном экспериментальном реакторе ITER планируется получить самоподдерживающуюся реакцию (на 500 секунд) с коммерчески оправданным положительным выходом энергии... к 2035-му году, а к 2050-му возможен будет ввод в строй первых экспериментально-коммерческих реакторов-демонстраторов типа DEMO - это даже в возможную датировку фильма не вписывается, если опять сроки не сдвинутся дальше в будущее, как уже несколько раз сдвигались. DEMO будут больше, чем и так уже немаленький ITER, а демонстраторами они должны служить для привлечения инвестиций под постройку ещё больших установок. До опытных работ, по миниатюризации термоядерных реакторов, ещё очень далеко, хотя подобные проекты и существуют.

фото с сайта https://iterrf.ru - здание реактора ITER/ИТЭР, по состоянию на 2019-й год, International Thermonuclear Experimental Reactor/Интернациональный Термоядерный Экспериментальный Реактор
фото с сайта https://iterrf.ru - здание реактора ITER/ИТЭР, по состоянию на 2019-й год, International Thermonuclear Experimental Reactor/Интернациональный Термоядерный Экспериментальный Реактор

Название корабля Endurance/Эндюранс*, на английском, значит стойкость, выносливость или живучесть. И за весь фильм зрителю ни разу не расскажут ничего об энергетической установке на борту. Всё по той же причине. Фантастические элементы в фильме есть с самого начала, но их стараются ретушировать, вводить постепенно*.

  • на английском произносится как Эндюрэнс

На самом деле, ввиду габаритов и специализации Эндюранс на движении в космосе, её конструкция куда более реальна, чем у Рейнджера. И ядерные энергетические установки, и различные электро-ракетные двигатели, включая плазменные, на космических аппаратах применялись и будут применяться в дальнейшем, пока, с ростом параметров, не станут ступенькой к новой эпохе пилотируемых космических экспедиций.

  • например, на двух советских космических аппаратах серии "Плазма-А" в 1987-1988-м годах (спутники активной радиолокационной разведки УС-А "Легенда") ядерная ЭУ "Топаз" и малые маневровые электро-ракетные двигатели работали в связке,
  • а проект "ядерного буксира" - космического аппарата с ионными двигателями и ядерной энергетической установкой - разрабатывается в России сегодня и достиг стадии испытаний отдельных элементов

У корабля, что отправляется сквозь червоточину за 10 млрд световых лет от Земли, есть другая проблема. Защита от космического излучения. Если поверить одному из персонажей, что от космоса, на борту Эндюранс, его отделяют только несколько миллиметров алюминия, но это мы разберём в следующей части, поскольку два года полёта внутри Солнечной системы космонавты провели хорошо защищёнными от излучений и шальных частиц высоких энергий в капсулах гибернации*, которые спрятаны в подпол специального отсека.

  • и да, гибернацию у нас тоже нигде ещё не освоили, может смогут освоить, если отпустить "на волю" генетику и применить генные модификации к человеку, а может и тогда - нет
  • пока же, любые варианты длительной гибернации или анабиоза с человеком живым и до, и после возможны лишь в фантастике

Протяни руку к неведомому!

Что самое удивительное, этот приём, с постепенным введением фантастических элементов, сопровождаемый "зафактуриванием" всего, что можно и нельзя, потёртостями, царапинами и грязью*. Этот приём работает, а изначально "низкий старт" позволил режиссёру использовать его несколько раз.

  • Эндюранс строилась на орбите и вряд ли строилась быстро, по сюжету фильма, если, по образцу МКС, она сама себе служила сборочным стендом, то межзвёздный экипаж уже не первый на её борту, поэтому нет "запаха свежести" от новеньких приборов и отнюдь не стерильная чистота,
  • но вот откуда взялись, например, царапины на капсулах - это вопрос на сто рублей

Люди шагают из обыденности в неизвестность, когда поднимаются с Земли и всходят на борт большого корабля, когда включают двигатели Эндюранс и начинают путь к далёкому Сатурну, когда проходят сквозь червоточину, через гиперпространство к далёкой и невероятной сверхмассивной чёрной дыре...

  • начало путешествия к Сатурну:

Самое ироничное, что против фильма, в некоторых эпизодах, начинают работать клише современной фантастики.

Если, с учётом размеров статьи, читающие ещё помнят про руку Амелии Брэнд, то это именно такой эпизод. То, что задумано и показано как рукопожатие, пусть и символическое, в глазах, привыкшего к космохоррорам и прочим ужастикам, зрителя может выглядеть откровенной глупостью. То, что дальше по фильму персонажа "наградят" выступлением на тему "любви как осязаемой силы", такое восприятие лишь усугубит.

И тут распределение времени в фильме работает не пользу раскрытия действий персонажа, перекос в сторону "земной" части, со всей своей кукурузной драмой, делает совещание на засекреченной базе НАСА незначительным промежуточным эпизодом. А именно там идёт речь о том, что загадочные Они, затеявшие всю чехарду с червоточиной и гравитационными аномалиями - это не домысел одного человека, а научный консенсус, к которому учёные пришли на основе многолетних наблюдений. За всеми связанными с гравитацией явлениями, происходящими в фильме, стоит чей-то разум. Для учёных, внутри фильма, такое тоже даже звучит странно, персонажи кажутся скованными, когда об этом говорят, но они признали это, несмотря на всю невероятность подобных трактовок.

Персонаж Энн Хэтэуэй не просто сует лапку в дырку, где её могут цапнуть ксеноморфы или она там нащупает приличное место у Слаанеш, а, действительно, совершает символический жест или просто тянет руку, из любопытства, в сторону разумных и, с большой вероятностью, доброжелательных существ*.

  • представьте себе простую пятимерную трудягу-стюардессу, работающую на гиперпространственных маршрутах, вот она заглядывает в салон к пассажирам и, тут же получает в глаз от восторженной учёной-энтузиастки
  • ну и, понятно, что именно это могла быть аномалия не связанная ни с чем разумным, хотя смотревшие фильм уже знают, кто и чью руку жал

Причём не подвергаясь никакому избыточному риску, в сравнении с тем, которому подвергается остальной экипаж. Они уже в вывернутом чудовищной энергией наизнанку пространстве, они уже окружены экзотическими частицами, их уже тянет во все стороны гравитационными волнами.

-22

Если возникшая внутри корабля аномалия опасна, то она опасна для всего экипажа и лишние 20 сантиметров воздуха никак не спасут девушку в скафандре. Да, это иррациональное действие. Но и страх, который испытывает другой член экипажа (Ромилли) столь же иррационален. И зритель должен смотреть на ситуацию с этих двух позиций - страх перед неведомым или восторг от прикосновения к этому неведомому...

-23
  • пока статья писалась, День космонавтики успел смениться православной Пасхой, а 22-го апреля неравнодушные к истории своей страны люди могли вспомнить о дне рождения Владимира Ильича Ленина
  • поскольку в даты мой канал попадает лишь изредка, поздравляю с прошедшими, какие бы, конкретно, вы не отмечали, и надеюсь успеть к наступающим с продолжением