Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Соревнуясь с ветром. Как белорусы в советские времена проводили мотосезон

Истинный мотолюбитель готовит свои «сани» о двух колесах зимой, чтобы, не теряя ни одного дня начавшегося теплого сезона, катить по дорогам родной Минщины, соревнуясь с ветром в скорости! Так делали и наши предки-белорусы в советское время (в Российской империи иметь мотоциклетку — именно так называли мотоциклы — могли себе позволить считанные люди), проявляя себя в мотоспорте, путешествиях, просто передвигаясь из точки А в точку Б с максимальной прытью.

Мотоциклы (правда, производства РСФСР) массово пришли к нам еще в 1930-е годы. Посыльные войск Белорусского военного округа на маневрах, 1936 год.
Мотоциклы (правда, производства РСФСР) массово пришли к нам еще в 1930-е годы. Посыльные войск Белорусского военного округа на маневрах, 1936 год.

А также защищая Беларусь от нацистов, трудясь на производстве Минского мотовелозавода, заработавшего зимой 1945 года и продолжающего свой трудовой путь до сих пор. Вспоминая о собратьях по увлечению, автор предлагает читателю «Минской правды» палитру фотовоспоминаний об ушедших временах, отмеченных рокотом моторов! Тематические фото — из фонда Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, из собрания выставки ММВЗ «Минск — история большой удачи» и ранее не публиковались! Читатели «МП» — «по коням»!

М-72 — советский вариант немецкого BMW R-71 — участвовал в Великой Отечественной войне, защищая и освобождая Беларусь в 1941-1944 гг.
М-72 — советский вариант немецкого BMW R-71 — участвовал в Великой Отечественной войне, защищая и освобождая Беларусь в 1941-1944 гг.
М-72, используемый в качестве командирского и связного транспортного средства со светомаскировочным щитком на фаре, зима 1943-1944 гг.
М-72, используемый в качестве командирского и связного транспортного средства со светомаскировочным щитком на фаре, зима 1943-1944 гг.
Первые советские белорусские мотоциклы собраны во многом женщинами, массово заменившими мужчин на промпроизводствах послевоенного БССР, 1940-е гг.
Первые советские белорусские мотоциклы собраны во многом женщинами, массово заменившими мужчин на промпроизводствах послевоенного БССР, 1940-е гг.
Мотоциклы минской марки отличались ремонтопригодностью, простотой и доступностью по цене — и сразу стали друзьями массы сельчан, 1960-е гг.
Мотоциклы минской марки отличались ремонтопригодностью, простотой и доступностью по цене — и сразу стали друзьями массы сельчан, 1960-е гг.
Мотоциклетное производство в Минске, 1950-е гг.
Мотоциклетное производство в Минске, 1950-е гг.
Послевоенная скудость не стала препятствием для массового развития мотоспорта в республике. Члены ДОСААФ активно практиковали и зимнюю мотоезду, 1950-е гг.
Послевоенная скудость не стала препятствием для массового развития мотоспорта в республике. Члены ДОСААФ активно практиковали и зимнюю мотоезду, 1950-е гг.
Один из первых образцов продукции ММВЗ — советская модернизация немецкого DKW, 1950-е гг.
Один из первых образцов продукции ММВЗ — советская модернизация немецкого DKW, 1950-е гг.
Для мальчика послевоенного десятилетия мотоцикл был сродни современному космическому кораблю, 1950-е гг.
Для мальчика послевоенного десятилетия мотоцикл был сродни современному космическому кораблю, 1950-е гг.
Постепенно производство отечественных белорусских мотоциклов встало на ноги, заметно потеснив продукцию из Латвийской ССР, УССР и РСФСР, 1960-е гг.
Постепенно производство отечественных белорусских мотоциклов встало на ноги, заметно потеснив продукцию из Латвийской ССР, УССР и РСФСР, 1960-е гг.
На дорогах страны можно было увидеть и полученные по ленд-лизу американские образцы, например, знаменитый Харлей энд Дэвидсон, 1950-е гг.
На дорогах страны можно было увидеть и полученные по ленд-лизу американские образцы, например, знаменитый Харлей энд Дэвидсон, 1950-е гг.
Спортсмены молодечненского учебно-технического центра ДОСААФ в момент соревнований, 1950-е гг.
Спортсмены молодечненского учебно-технического центра ДОСААФ в момент соревнований, 1950-е гг.
Коляски отечественного производства также стали частым гостем на дорогах БССР, 1960-е гг.
Коляски отечественного производства также стали частым гостем на дорогах БССР, 1960-е гг.
Число женщин, использовавших мототехнику в спорте и быте, также постепенно росло, 1950-е гг.
Число женщин, использовавших мототехнику в спорте и быте, также постепенно росло, 1950-е гг.
Цех хранения готовой продукции, ММВЗ, 1954 год.
Цех хранения готовой продукции, ММВЗ, 1954 год.
На бензобаке — Москва, но продукция минская, 1954 г.
На бензобаке — Москва, но продукция минская, 1954 г.
Чемпион БССР по мотокроссу В. Сахновский испытывает новинку ММВЗ — мотоцикл М1М, 1956 г.
Чемпион БССР по мотокроссу В. Сахновский испытывает новинку ММВЗ — мотоцикл М1М, 1956 г.
Продукция ММВЗ полюбилась за практичность и проходимость, 1970-е гг.
Продукция ММВЗ полюбилась за практичность и проходимость, 1970-е гг.
Участники мотопохода Мурманск — Минск — Владивосток во главе с Г. Пилюкевичем и В. Захариным на технике ММВЗ, 1970-е гг.
Участники мотопохода Мурманск — Минск — Владивосток во главе с Г. Пилюкевичем и В. Захариным на технике ММВЗ, 1970-е гг.
Ремонт мотоцикла его хозяином — участником знаменитого мотопохода во главе с Г. Пилюкевичем и В. Захариным Брест — Владивосток, 1970-е гг.
Ремонт мотоцикла его хозяином — участником знаменитого мотопохода во главе с Г. Пилюкевичем и В. Захариным Брест — Владивосток, 1970-е гг.
По СССР — на стодвадцатьпятке, 1970-е гг.
По СССР — на стодвадцатьпятке, 1970-е гг.
Конвейер ММВЗ, 1970-е гг.
Конвейер ММВЗ, 1970-е гг.
Минская марка — на бескрайних дорогах СССР, 1970-е гг.
Минская марка — на бескрайних дорогах СССР, 1970-е гг.

Текст: Андрей Мегас

Фото: из фонда Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, из собрания выставки ММВЗ «Минск — история большой удачи».