Как должно христианину встретить Пасху, почему это важное событие для верующего, какую снедь можно нести на освящение в церковь, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» настоятель храма великомученицы Анастасии Узорешительницы иерей Виталий Малишевский.
В школу ко Христу
— Отец Виталий, расскажите о своем приходе.
— На территории исправительной колонии на улице Кальварийской в 1992 году выделили временное помещение под храм, где священнослужители совершали литургии и таинства. Скоро приняли решение построить отдельно стоящее здание, но до этого дело не дошло: колонию перенесли за город. Какое-то время община находилась на территории храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а после прихожане попросили меня стать настоятелем прихода. И вот мы уже пятый год находимся в арендованном помещении на улице Алибегова, где проходят богослужения, открыта школа благочестия для детей и взрослых. В дальнейшем стоит задача построить церковь, но и на этом этапе у нас есть все необходимое, чтобы собраться вместе на молитву, услышать друг друга и Бога.
— Почему Пасху называют праздником праздников и торжеством из торжеств?
— Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1-е послание к Коринфянам, 15:14). Основная проблема человека — невозможность самостоятельно избавиться от смерти, которая стала следствием людских грехов. А когда наступают последствия, человек думает: сглазили, наколдовали или Бог наказал. Осознавая, что сам не справляется, человек и призывает Доктора. Поэтому по-настоящему радоваться Пасхе может тот, кто увидел глубину своего падения, понял, что живет неправильно: любить — даже себя — мы не умеем, а учиться не спешим. Но что невозможно сделать людям, возможно Богу. Вот мы и проповедуем: «Христос воскресе». У Него это получилось потому, что Иисус не потерял любовь, хотя как человек был испытуем голодом, предательством, болью душевной и физической. Люди называются христианами не потому, что крестик надели и раз в год принесли корзину со снедью на освящение. Мы записались в школу ко Христу в надежде: если будем прилежно учиться, достигнем того, что и Он, — воскреснем.
Цвет жизни
— Почему на торжество мы красим яйца, печем куличи, готовим творожную пасху? Что это символизирует?
— Встретить Пасху — не значит прийти в храм с куличами, яйцами и дождаться, когда священник окропит их святой водой. Главное — причаститься Тела и Крови Господних, ибо Пасха — сам Христос. Сколько бы ни съел человек яиц с куличами, они не сделают его бессмертным. Это лишь ритуальная праздничная трапеза. Например, кулич символизирует, как человек может преобразиться, соединяясь с Богом уже на Земле. Как хозяйка добавляет опару в тесто, благодаря которой оно растет, оживает, так и человек оживотворяется благодаря закваске — Христу. Он соединяет нас с собой, и мы духовно преображаемся.
Яйцо напоминает о том, что под скорлупой таится жизнь, и, разбивая оболочку с праздничным приветствием «Христос воскресе», мы радуемся: смерть побеждена. А творожная пасха символизирует гроб, в который был положен Христос. Но благодаря Господу теперь место страха и печали стало жизнью будущего века. Отсюда и желание придать этому «гробу», то есть пасхе, приятный вкус и красивый вид.
— Христиане помнят, как Мария Магдалина пришла к императору Тиберию возвестить о воскресении Христовом, на что тот ответил: мол, скорее яйцо станет красным, чем человек воскреснет из мертвых. И тут же в руках Марии оно приобрело красный цвет. Но сегодня мы красим яйца во все оттенки радуги, наклеиваем термопленку. Это не возбраняется?
— С императором Тиберием произошло настоящее чудо, увидев которое, он стал христианином. А для современного человека победа над грехом — величайшее чудо из чудес. Когда, например, алкоголик, потерявший семью, здоровье, работу, вдруг возвращается к нормальной жизни.
Да, сейчас прихожане приносят на освящение пасхальный символ и в других оттенках. Это допустимо, хотя и не приветствуется церковной традицией. Важно, чтобы цвета были яркие, жизнерадостные, а вот от мрачных стоит отказаться — они не соответствуют настроению праздника.
Что касается термопленок, то если на них есть изображения икон или святых, такие лучше не покупать. Икона — сокровенный образ для христианина и должна изготавливаться на прочной основе. Если все же украшенное таким образом яйцо оказалось у вас, обертки желательно утилизировать, не сжигая. Например, сложить в отдельный пакет и отнести в контейнер для сбора пластика. Хотя бы после переработки это послужит на благо.
Традиция и современность
— Заметила, что в последнее время на освящение в храм несут разное: колбасу, соль, сало…
— Да, на удивление, кроме традиционной снеди в храм приносят и обычную еду. Даже алкогольные напитки. Мало того, случалось, когда ставили на освящение кроссовки, права, кошельки в надежде, что эти вещи зарядятся особым, Божьим благословением. Конечно, этого не стоит делать. Само слово «освящение» означает «посвящение». Например, по заповеди «Освяти день субботний» мы шесть дней работаем, а субботу (для нас сейчас это воскресенье) посвящаем Богу. Если перенести это на трапезу, то перед употреблением пищу христианин благословляет и славит Творца, который дал возможность на еду заработать и приготовить. Когда мы приносим снедь в храм на Пасху или Преображение, благодарим Бога за то, что он дал нам плод земли, питает нас. Наша жертва — благодарение. Но в последнее время у людей сложилось такое мнение: освятить — это лишь окропить святой водой.
— Как правильно провести этот день и что делать, если надо, например, помочь родителям в деревне огород вскопать?
— Работать не грех, грех — бездельничать. Господь не желает сделать из человека лентяя, но хочет, чтобы мы упорядочили свою жизнь. Есть время трудиться и отдыхать, плакать и смеяться. Радуясь, мы делаемся равными Богу: Он непрестанно счастлив, всегда благ и находится в блаженстве. И человек для этого создан. В противном случае зачем 6 дней трудиться, если не можешь даже один день выделить для радости. Но если надо тушить пожар или лечить людей — делай. Поэтому в церковной традиции есть дни пред- и попразднества, чтобы мы не лишились торжества.
— Порой Пасха превращается в праздник живота. Как правильно выйти из поста?
— Для настоящего постника разговение — серьезное испытание. Но если резко «развязать» свой язык, перед этим сохраняя словесное воздержание, или наброситься на вкусное на столе, до этого 40 дней постясь, будут перечеркнуты усилия, которые мы затратили. Для постящегося счастье — не в услаждении вкуса, ибо «Царство Божие — это не пища и не питье, но праведность, мир и радость в Духе Святом» (послание к Римлянам, 14:17).
— На Пасху столько людей приходит для освящения снеди, очереди выстраиваются, но многие лишь раз в год и посещают храм…
— Церковь со снисхождением относится к такому образу встречи праздника: вкусно и красиво. Это традиция, которая позволяет сделать человеку первый шаг. А второй — реальное участие в таинствах. Мы должны понимать: основное на Пасху — причаститься Тела и Крови Христовых, только так человек может измениться в этом мире и воскреснуть.
Фото из архива иерея Виталия Малишевского
Смотрите также: