Найти тему
Секреты Старого Китая

«Совершенствование дополнительных навыков», или что сокрыто в военных трактатах империи Мин

Быстрый конь, лёгкий меч
快马轻刀
kuàimǎ qīngdāo
Здесь и далее приведены страницы из знаменитого классического военного трактата «Совершенствование дополнительных навыков» Чэн Чундоу. Благодаря современной политике исследования китайского исторического наследия, трактат сейчас предоставлен в открытом доступе для любых исследователей. Как и другие каноны империи Мин.
Здесь и далее приведены страницы из знаменитого классического военного трактата «Совершенствование дополнительных навыков» Чэн Чундоу. Благодаря современной политике исследования китайского исторического наследия, трактат сейчас предоставлен в открытом доступе для любых исследователей. Как и другие каноны империи Мин.

Любители ушу обычно в курсе, что времена империи Мин называют "Золотым веком ушу". Во многом это, несомненно, связанно с противостоянием пиратам, традиционно считающимися японского происхождения. Хотя даже источники того времени пишут: успешность набегов во многом связана с китайскими беглыми в рядах пиратов, хорошо знавших местность и всякую специфику местной обороны.

Кроме того, это было время необычных и нешаблонных специалистов, военачальников и мастеров ушу, и даже ученых, увлеченно изучавших военное дело и создававших труды по тактике и стратегии. Память о них сохраняется даже в наши дни.

Очень подробное изображение арбалета и его основных частей времен Мин. Считается, что автор трактата создал новый тип арбалета, мощный и простой в использовании.
Очень подробное изображение арбалета и его основных частей времен Мин. Считается, что автор трактата создал новый тип арбалета, мощный и простой в использовании.

Нашим читателям уже знакомы военачальники Ци Цзигуан и Юй Даю, которые своими работами оказали сильное влияние на последующее развитие боевых искусств Дальнего Востока.

Гораздо меньше известны Тан Шунчжи и Хэ Лянчэнь, тоже активно участвовавшие в этой антипиратской борьбе.

-3

И есть ещё пятый представитель той эпохи, вклад которого в военные действия иностранцам обычно мало известен, но мы знаем его работы в списке блестящих военных руководств эпохи Мин, которые затем неоднократно цитировались уже в семейных трактатах.

Об этом интересном человеке и будет наш рассказ.

-4

Эти руководства, такие как «Канон о мече» Юй Даю, «Новая книга записей о достижениях» Ци Цзигуана, «Военные записки» Тан Шуньчжи, «Совершенствование дополнительных навыков» Чэн Чундоу и другие трактаты, стали классикой военного дела.

Техника фехтования японским дао из трактата Чэн Чундоу.
Техника фехтования японским дао из трактата Чэн Чундоу.

Знание этой классики, прямое цитирование требовалось при сдаче экзаменов на военный чин. Поэтому нет ничего удивительного, что потом мастера ушу включали цитаты - отсылки к этим канонам уже в свои кулачные и оружейные трактаты.

Вот только тут есть важный момент для нас с вами: нас не заставляют учить наизусть эту классику, и краткие вкрапления из канонов для современных любителей ушу обычно остаются нераспознанными, а значит и скрытой отсылка на оригинальный текст, где и сокрыт смысл...

Классическое трехрядное построение стрелков идёт ещё с времен империи Сун, в то время это было типичным средством для противостояния легкой коннице степняков.
Классическое трехрядное построение стрелков идёт ещё с времен империи Сун, в то время это было типичным средством для противостояния легкой коннице степняков.

Важно для нас понимать, что эти канонические работы включали не только стратегию и тактику, принципы организации воинской службы и кучу другой полезной армейской теории и практики, в них также приводятся принципы владения оружиям и даже схемы движений. Именно они закладывали основу для обучения боевым искусствам в Китае, как в военной, так и в гражданской среде.

Разбойники спускаются под арбалетную засаду. Чэн Чундоу всю жизнь "скитался по рекам и озерам" (то есть пересекался с представителями Мира Цзянху), что в общем-то чревато встречей с опасностями, которые приходят в самое неподходящее время. Он гениально превратил неудобный обычный арбалет в небольшой самострел, который можно было спрятать на поясе. Таким образом, в китайской культуре появляется дополнительное оружие самообороны, которое никто просто так сразу и не заметит. В дальнейшем, это популярный атрибут наемных убийц романов и фильмов в жанре у-ся.
Разбойники спускаются под арбалетную засаду. Чэн Чундоу всю жизнь "скитался по рекам и озерам" (то есть пересекался с представителями Мира Цзянху), что в общем-то чревато встречей с опасностями, которые приходят в самое неподходящее время. Он гениально превратил неудобный обычный арбалет в небольшой самострел, который можно было спрятать на поясе. Таким образом, в китайской культуре появляется дополнительное оружие самообороны, которое никто просто так сразу и не заметит. В дальнейшем, это популярный атрибут наемных убийц романов и фильмов в жанре у-ся.

В плане влияния именно на мирские школы очень важна работа Чэн Чундоу (程冲斗 Сhéng Сhōngdǒu, 1561-1636). Его «Совершенствование дополнительных навыков» обычно ставят на второе место после «Новая книга записей о достижениях» Ци Цзигуана, откуда обычно заимствовали теоретические размышления для своих семейных трактатов.

Его работа содержит аж три тома объяснений техник шаолиньского шеста, один том избранных техник длинного копья, один том избранных техник меча дао, и еще один называется «Профессиональные тайны натягивания арбалета ногой».
Его работа содержит аж три тома объяснений техник шаолиньского шеста, один том избранных техник длинного копья, один том избранных техник меча дао, и еще один называется «Профессиональные тайны натягивания арбалета ногой».

Чэн с раннего детства интересовался боевыми искусствами. Изучив у родственников копье и дао, отправился путешествовать по стране. Он повсюду искал известных учителей, независимо от того, насколько велико было расстояния, он без колебаний шел к мастерам за знаниями.

Арбалетчик с японским однолезвийным мечем в качестве обязательного снаряжения бойца. Автор пишет, что меч не должен быть слишком длинным - из опасения, что будет неудобно пользоваться арбалетом, если его повесить на пояс. Кроме того, если клинок слишком длинный, то и быстро выхватить его в экстренной ситуации и стоя в строю будет сложно.
Арбалетчик с японским однолезвийным мечем в качестве обязательного снаряжения бойца. Автор пишет, что меч не должен быть слишком длинным - из опасения, что будет неудобно пользоваться арбалетом, если его повесить на пояс. Кроме того, если клинок слишком длинный, то и быстро выхватить его в экстренной ситуации и стоя в строю будет сложно.

Как пишут про Чэн Чундоу в хрониках, он ради изучения истинных боевых искусств у знаменитых наставников не убоялся трудностей далекого пути и материальных затрат:

为求真艺,凡闻名师,不远千里,挟资往而求之

Так он в течении десяти лет изучал метод боя на шестах от шаолиньского монаха Хун Цзи, а стрельбе его обучал Лю Гуанду в провинции Хэнань. Очень интересно, что фехтованию на мечах его научил Лю Юньфэн из провинции Чжэцзян, и это было «истинной передачей японского меча».

Также он изучил "восемь принципов материнского копья" и знаменитое люхэцян.
Также он изучил "восемь принципов материнского копья" и знаменитое люхэцян.

На закате династии Мин экономика и госуправление были не самыми эффективными, и военная мощь постоянно ослабевала. Армия Мин уже проигрывала даже повстанцам, а оборона границы становилась все более нестабильной. Считается, что столкнувшись с этим национальным кризисом, Чэн поистине беспокоился о стране и людях. Чтобы повысить боеспособность армии, он посвятил несколько лет изучению военного дела и существующих проблем.

Наконец, в 1621 году он завершил составление своего сборника «Совершенствование дополнительных навыков». В том году Чэн Чундоу исполнилось 60 лет.

В книге «Профессиональные тайны натягивания арбалета ногой» приводятся конструкция, способ производства и метод использования этого арбалета.
В книге «Профессиональные тайны натягивания арбалета ногой» приводятся конструкция, способ производства и метод использования этого арбалета.

Публикация эта стала еще одной относительно полной монографией по боевым искусствам после трактатов Ци Цзигуана, оказавшей большое влияние на развитие боевых искусств в последующих поколениях.

Наиболее ценным материалом считается раздел по технике длинного копья, и конечно же руководство по шаолиньскому шесту, дополненное стихотворными формулами, с картинками и поясняющим текстом.
Наиболее ценным материалом считается раздел по технике длинного копья, и конечно же руководство по шаолиньскому шесту, дополненное стихотворными формулами, с картинками и поясняющим текстом.
Первый том описывает происхождение знаменитых и разновидности техник шеста, средний том объясняет движения, атакующие и защитные Последний том содержит сорок вопросов и ответов, описывающих реальный бой.
Первый том описывает происхождение знаменитых и разновидности техник шеста, средний том объясняет движения, атакующие и защитные Последний том содержит сорок вопросов и ответов, описывающих реальный бой.
Кроме того, на данный момент, это самая ранняя из найденных, прорисованная схема таолу - маршрута бойца, выполняющего приёмы с палкой. Однако современные исследования выяснили, что в разделе "55 изображений движений шаолиньского шеста" была приведена ... техника  тяньцигунь (天启棍 tiānqǐ gùn), которая сейчас признана нематериальным культурным наследием провинции Ганьсу и входит в «Четырех знаменитых [техники фехтования] шестом» (四大名棍 sì dàmíng gùn). Что интересно, это перекликается с историей про Юй Даю, который чуть ранее, обнаружив полный упадок боевых искусств в Шаолине, взялся обучать монахов своей технике шеста. Об этом уже не раз рассказывали на страницах нашего блога.
Кроме того, на данный момент, это самая ранняя из найденных, прорисованная схема таолу - маршрута бойца, выполняющего приёмы с палкой. Однако современные исследования выяснили, что в разделе "55 изображений движений шаолиньского шеста" была приведена ... техника тяньцигунь (天启棍 tiānqǐ gùn), которая сейчас признана нематериальным культурным наследием провинции Ганьсу и входит в «Четырех знаменитых [техники фехтования] шестом» (四大名棍 sì dàmíng gùn). Что интересно, это перекликается с историей про Юй Даю, который чуть ранее, обнаружив полный упадок боевых искусств в Шаолине, взялся обучать монахов своей технике шеста. Об этом уже не раз рассказывали на страницах нашего блога.

Нам же куда более интересно, что своей работе именно он, по сути, предложил новое направление в методологии, где особое внимание уделяется как наступательным, так и оборонительным приемам - в рутинном исполнении формальных упражнений, что, как мы сейчас знаем, оказало глубокое влияние на последующее развитие боевых искусств.

В 1842 году было даже сделано специальное издание с отличными гравюрами, ставшее быстро популярным в стране, а уже в Китайской Республике этот сборник был переименован в «Четыре книги Гошу» (т.е. четыре книги национального искусства). Оригинал книги сейчас находится в Национальной библиотеке Китая.
В 1842 году было даже сделано специальное издание с отличными гравюрами, ставшее быстро популярным в стране, а уже в Китайской Республике этот сборник был переименован в «Четыре книги Гошу» (т.е. четыре книги национального искусства). Оригинал книги сейчас находится в Национальной библиотеке Китая.

Через двадцать три года после публикации трактата армия Цин вошла на территорию Поднебесной, и вскоре империя Мин погибла. Как видим, какими бы изысканными ни были боевые искусства, они не могут спасти страну, объективно находящуюся в состоянии сложнейшего социального, политического и экономического бардака кризиса.

Как-то так...

Подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.

Дм. Моисеев, СПб - 2023