Быстрый конь, лёгкий меч
快马轻刀
kuàimǎ qīngdāo
Любители ушу обычно в курсе, что времена империи Мин называют "Золотым веком ушу". Во многом это, несомненно, связанно с противостоянием пиратам, традиционно считающимися японского происхождения. Хотя даже источники того времени пишут: успешность набегов во многом связана с китайскими беглыми в рядах пиратов, хорошо знавших местность и всякую специфику местной обороны.
Кроме того, это было время необычных и нешаблонных специалистов, военачальников и мастеров ушу, и даже ученых, увлеченно изучавших военное дело и создававших труды по тактике и стратегии. Память о них сохраняется даже в наши дни.
Нашим читателям уже знакомы военачальники Ци Цзигуан и Юй Даю, которые своими работами оказали сильное влияние на последующее развитие боевых искусств Дальнего Востока.
Гораздо меньше известны Тан Шунчжи и Хэ Лянчэнь, тоже активно участвовавшие в этой антипиратской борьбе.
И есть ещё пятый представитель той эпохи, вклад которого в военные действия иностранцам обычно мало известен, но мы знаем его работы в списке блестящих военных руководств эпохи Мин, которые затем неоднократно цитировались уже в семейных трактатах.
Об этом интересном человеке и будет наш рассказ.
Эти руководства, такие как «Канон о мече» Юй Даю, «Новая книга записей о достижениях» Ци Цзигуана, «Военные записки» Тан Шуньчжи, «Совершенствование дополнительных навыков» Чэн Чундоу и другие трактаты, стали классикой военного дела.
Знание этой классики, прямое цитирование требовалось при сдаче экзаменов на военный чин. Поэтому нет ничего удивительного, что потом мастера ушу включали цитаты - отсылки к этим канонам уже в свои кулачные и оружейные трактаты.
Вот только тут есть важный момент для нас с вами: нас не заставляют учить наизусть эту классику, и краткие вкрапления из канонов для современных любителей ушу обычно остаются нераспознанными, а значит и скрытой отсылка на оригинальный текст, где и сокрыт смысл...
Важно для нас понимать, что эти канонические работы включали не только стратегию и тактику, принципы организации воинской службы и кучу другой полезной армейской теории и практики, в них также приводятся принципы владения оружиям и даже схемы движений. Именно они закладывали основу для обучения боевым искусствам в Китае, как в военной, так и в гражданской среде.
В плане влияния именно на мирские школы очень важна работа Чэн Чундоу (程冲斗 Сhéng Сhōngdǒu, 1561-1636). Его «Совершенствование дополнительных навыков» обычно ставят на второе место после «Новая книга записей о достижениях» Ци Цзигуана, откуда обычно заимствовали теоретические размышления для своих семейных трактатов.
Чэн с раннего детства интересовался боевыми искусствами. Изучив у родственников копье и дао, отправился путешествовать по стране. Он повсюду искал известных учителей, независимо от того, насколько велико было расстояния, он без колебаний шел к мастерам за знаниями.
Как пишут про Чэн Чундоу в хрониках, он ради изучения истинных боевых искусств у знаменитых наставников не убоялся трудностей далекого пути и материальных затрат:
为求真艺,凡闻名师,不远千里,挟资往而求之
Так он в течении десяти лет изучал метод боя на шестах от шаолиньского монаха Хун Цзи, а стрельбе его обучал Лю Гуанду в провинции Хэнань. Очень интересно, что фехтованию на мечах его научил Лю Юньфэн из провинции Чжэцзян, и это было «истинной передачей японского меча».
На закате династии Мин экономика и госуправление были не самыми эффективными, и военная мощь постоянно ослабевала. Армия Мин уже проигрывала даже повстанцам, а оборона границы становилась все более нестабильной. Считается, что столкнувшись с этим национальным кризисом, Чэн поистине беспокоился о стране и людях. Чтобы повысить боеспособность армии, он посвятил несколько лет изучению военного дела и существующих проблем.
Наконец, в 1621 году он завершил составление своего сборника «Совершенствование дополнительных навыков». В том году Чэн Чундоу исполнилось 60 лет.
Публикация эта стала еще одной относительно полной монографией по боевым искусствам после трактатов Ци Цзигуана, оказавшей большое влияние на развитие боевых искусств в последующих поколениях.
Нам же куда более интересно, что своей работе именно он, по сути, предложил новое направление в методологии, где особое внимание уделяется как наступательным, так и оборонительным приемам - в рутинном исполнении формальных упражнений, что, как мы сейчас знаем, оказало глубокое влияние на последующее развитие боевых искусств.
Через двадцать три года после публикации трактата армия Цин вошла на территорию Поднебесной, и вскоре империя Мин погибла. Как видим, какими бы изысканными ни были боевые искусства, они не могут спасти страну, объективно находящуюся в состоянии сложнейшего социального, политического и экономического бардака кризиса.
Как-то так...
Подписывайтесь на наш канал, делайте перепосты и ставьте лайки, а мы будем радовать вас интересными материалам.
Дм. Моисеев, СПб - 2023