Проект Ленского моста — тема многострадальная. Ее активное обсуждение началось еще при СССР. В 1980-е были подготовлены предварительные документы — возвести переправу через главную водную преграду Республики Саха (Якутия) планировали к середине следующего десятилетия. Но распад Союза воспрепятствовал осуществлению этой задумки.
От надежды к надежде
В середине 2000-х тема снова вышла на повестку дня. В Минтрансе РФ тогда пообещали, что объект построят к 2012 году. Однако нагрянул финансовый кризис и из-за нехватки средств инициативу пришлось отложить. В 2013-м после подписания ряда соглашений жителей Якутска обнадежили, что наземная связь с «Большой землей» у них появится лет через семь. Правда, позднее планы снова пересмотрели — средства федерального бюджета перенаправили на Крымский мост.
В 2019-м предпринята очередная попытка — проект одобрили на разных уровнях, и уже на следующий год республиканские власти подписали соответствующие бумаги с консорциумом государственной корпорации «Ростех» и Группы «ВИС». На этот раз возвести мост пообещали до 2025-го.
Старт первого этапа проекта и скепсис относительно второго
Подготовительные мероприятия на площадке стартовали весной 2021-го с переустройства инженерных коммуникаций. Проект решили разбить на два этапа — в рамках второго должно начаться непосредственно возведение автодорожного вантового моста. Но сроки, разумеется, пришлось скорректировать — в феврале 2023-го глава региона Айсен Николаев заявил, что переход откроют до конца 2027-го. При этом он подчеркнул, что в ходе кампании будут использованы преимущественно отечественные материалы. Верят в это (если говорить о сроках), конечно, не все. Скепсис по данному поводу высказывали разные эксперты.
В комментарии нашему каналу основатель ГК «Маршал» и «Академии логистики» Михаил Белоусов выразил сомнения относительно реализации проекта в указанные сроки, обратив прежде всего внимание на технические сложности — будущий вантовый мост станет первым сооружением подобного типа, возведенным в суровых климатических условиях.
«Цифра слишком оптимистичная. В том районе очень тяжелые природные условия, холодный климат. Основной объем строительных работ возможен при плюсовой температуре, реальный срок открытия рабочего движения не раньше начала 2030-х», — считает Белоусов.
Мост стал дороже
Однако, как и в предыдущие десятилетия, на первый план выходит финансовый вопрос, который так или иначе связан со сложностью проекта — аналогичная конструкция где-нибудь в центральной части страны обошлась бы значительно дешевле. В 2019-м проект оценивался примерно в 83 млрд руб. Причем 75% расходов изначально предполагалось покрыть за счет федеральной казны. Но затем сошлись на 50%.
Со временем стоимость объекта выросла — в 2022-м насчитали уже 176 млрд руб. Но Москва поставила задачу переработать проект так, чтобы смета не превышала 120 млрд. руб. Не исключено, что денежная тема снова отсрочит проект, хотя в последние месяцы якутские чиновники разного уровня в той или иной форме стараются поддерживать в этом отношении оптимизм.
Например, первый зампред правительства Якутии Кирилл Бычков в марте 2023-го подчеркнул, что проект включен в пятилетний план развития магистральной инфраструктуры России и находится в активной стадии реализации. Бюджетный кредит, по словам чиновника, утвержден, а основной этап проектных работ уже позади.
Якутску необходима круглогодичная переправа
Как бы то ни было, но отсутствие сухопутного круглогодичного сообщения между Западной и Восточной частями Якутии остается острой проблемой — около полугода порядка 80% населения республики не имеют связи с «Большой землей».
Михаил Белоусов, основатель ГК «Маршал» и «Академии логистики»:
«Уникальность данного проекта в том, что мост будет построен на вечной мерзлоте. Проект моста назрел очень давно. На правом берегу р. Лены построена железнодорожная станция Нижний Бестях. Для бесперебойного снабжения Якутска необходима круглогодичная переправа, так как во время ледохода и ледостава левый берег Лены фактически отрезан от жизни. Мостовой переход через реку обеспечит круглогодичную связь столицы республики и ее левобережной территории с сетью железных дорог России, соединит в единую транспортную сеть федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», обеспечив круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем. Строительство моста оживит угольную промышленность Центральной Якутии, станет возможным произвести замещение 95 тыс. тонн джебарики-хаинского угля в Амгинском, Усть-Алданском и Усть-Майском районах, что позволит нарастить объем добычи на Кангаласском разрезе на 150 тыс. тонн».
С 1980-х на подготовку документации потрачены сотни миллионов рублей, рассмотрено несколько вариантов переправы (с железнодорожным мостом и без, а также тоннель), поставлена не одна подпись под различными соглашениями... Но моста так и нет. При этом хочется добавить — пока нет.
В статье использованы изображения с сайта Администрации Главы РС (Я) и Правительства РС (Я) / sakha.gov.ru