Карин Зальцманн
Понятие обучения может быть полностью отброшено ради общего блага, и вместо этого мы можем просто поразмыслить о том, чем мы делимся с ребенком. Если мы делимся нашим восхищением языком, миром, вещами, которые вызывают у нас восторг, опыт ребенка может быть только положительным. Это особенно важно помнить родителям, потому что отношения между родителем и ребенком гораздо более интенсивны, чем между учителем и ребенком. Наши дети чрезвычайно чувствительны к нашим ожиданиям по отношению к ним; кажется, они способны интуитивно угадывать наши скрытые ожидания, которые мы сами до конца не осознали.
Если окружающая среда полна языка, дети впитают его: язык развивается спонтанно, если взрослые находят время, чтобы называть вещи словами (даже громкими словами), читать истории, давать простые объяснения (не лекции), говорить и слушать. Из всего этого умение слушать - самое важное и самое трудное.
Мы любим наших детей. Мы хотим быть друзьями и показать, что нам не все равно. Мы сообщаем о нашей дружбе как с помощью языка тела, так и с помощью разговорной речи. Родители часто говорят: "Он не слушает!" Это самая частая жалоба родителей на своих детей. Но если бы ребенок мог сформулировать свою жалобу, она, вероятно, была бы такой же: "Они не слушают". В последние годы было написано много книг об общении в семьях - книга доктора Джинотта "Между родителем и ребенком", "Обучение родительской эффективности" доктора Гордона и другие. У этих авторов есть склонность к манипуляциям, к чрезмерной упаковке человеческого общения, как если бы это был продукт, а не сложный процесс; но то, что они могут сказать об обмене, происходящем между родителями и детьми, в основном, здраво. Основополагающим принципом этих подходов является "активное слушание" - откладывание в сторону собственных мыслей и чувств для того, чтобы выслушать, расшифровать и понять мысли и чувства ребенка. Делая это, мы проявляем наше уважение к ребенку, помогаем выстроить его самооценку и подаем ребенку пример того, как слушать самого себя. Другим аспектом слушания, конечно, является спокойная обстановка. Если ребенок плачет, телевизор ревет, музыка оглушает, если люди кричат, в сознании происходит определенный отсев, который подрывает способность обращать внимание.
Таким образом, есть три вещи, которые имеют основополагающее значение для развития речи у ребенка: возможность слушать и быть услышанным, богатая языковая среда и взрослые, которые хотят делиться, а не поучать.
Ребенок хочет учиться, и мы уже видели, что он сам выучил целый язык в течение первых трех лет жизни, не будучи "мотивированным" взрослыми. Дети страстно хотят быть похожими на нас, двигаться, действовать, думать и говорить, как мы. Это одна из причин, по которым они особенно чувствительны к ожиданиям и суждениям родителей. Мы должны действовать мягко и не выдвигать требований, которые могут угрожать, расстраивать или унижать ребенка.
Ребенку очень неприятно, когда ему задают вопрос, на который он не может ответить. Спрашивать: "Почему ты это сделал?" - разрушительно; ребенок хочет услужить, объяснить, но просто не может.
Также неприятно, когда тебе задают очень простой вопрос, а ты не знаешь ответа. Учитель спрашивает: "Сколько будет 7 умножить на 8 - Джон", и все взгляды обращаются к Джону, который затрудняется, мучается и не может до конца вспомнить, что, как он знает, он знает или должен знать.
Все знания приходят к нам или овладеваются нами постепенно, поэтапно. Сначала мы просто осознаем что-то новое. Затем наступает долгий период размышлений, почти что знания. Наконец, в определенный момент мы действительно знаем: теперь мы можем легко и с удовольствием ответить на вопрос.
Только что описанные этапы иногда называют трехступенчатым уроком Сегена. Монтессори изучала работы французского психолога Сегена и использовала трехступенчатый урок в своем подходе к овладению языком. (Трехступенчатый подход скрыт в организации всех материалов и занятий по Монтессори для овладения понятиями и языком. Это способ, которым мы учимся, и Монтессори просто следует естественному пути развития.)
Когда мы даем ребенку язык (или концепции) в классе 3-6, мы даем ему время для непосредственного восприятия; затем мы произносим слова так просто и ясно, как только можем. Мы говорим: "Это вереск. Это клевер." Это первая ступень, присвоение имен. Это слово может повторяться: "Это вереск. Вереск. Ты можешь сказать "вереск"? Но это слово не уточняется, то есть никто также не говорит: "Вереск - лавандового цвета... посмотри на крошечные гроздья цветов" и т.д. Обычно одновременно дается три термина (два, если ребенку трудно, или четыре, если ему нужен вызов).
Во второй ступени, когда слова находятся на стадии восприятия, обдумывания, мы можем попросить ребенка "найди клевер... да... теперь найди еще вереска..." Ребенок способен указать на правильный объект, но не может легко придумать слово сам. Если он допускает ошибку в этот момент, мы не исправляем его, а просто возвращаемся (позже) к первой ступени. Вторая ступень самая длинная; она превращается в оживленную игру и может длиться несколько дней.
Только когда мы абсолютно уверены, что ребенок действительно владеет словами, мы спрашиваем: "Что это?"
"Вереск!" Это третья ступень трехступенчатого урока, на которой ребенок самостоятельно произносит слова.
Во время этого урока произошло то, что мы следуем естественному пути развития ребенка, его способу овладения словами. На каждом шагу он
добивается успеха. Он чувствует себя в безопасности, приобретая знания, и радуется им.
Дома, вероятно, невозможно использовать трехступенчатый урок как неформальный процесс обмена информацией; но полезно понять, как ребенок учится, и следовать схеме изучения и присвоения имен, не ожидая "правильных ответов" слишком рано. Необязательно знать название каждого цветка и птицы. Находить их вместе с ребенком в книгах - это еще один способ изучения языка. И если птицы вас не интересуют, поделитесь тем, что интересует: "Это Porsche... это
гаечный ключ."
Малышам нравится заучивать названия вещей, и они больше интересуются их внешним видом. Они могут спросить: "Что такое электричество?" но ответы, которые они хотят получить, просты. "Это энергия, которая заставляет некоторые вещи работать, например, освещение в доме и пылесос". После пяти начинаются изменения: появляется любопытство к менее очевидным вещам: "Почему?" и "Когда?"
Одним из особых даров языка является то, что он путешествует во времени и пространстве и делает доступными для нас другие места и другие времена. Рассказывание историй о "былых временах" приводит детей в восторг. Бабушки и дедушки - это реальная связь детей с историей.
Многие бабушки и дедушки, да и родители тоже, говорят с акцентом или на каком-то диалекте. Это также связь с прошлым и с культурным наследием ребенка. До 6 лет у ребенка наступает период чувствительности к различению звуков, особенно звуков языка. Ему могут сказать: "Я был старше тебя, когда научился говорить по английски. Нужно быть очень маленьким, чтобы слышать слова и произносить их точно так же, как люди вокруг тебя. Слушай. Ты слышишь разницу, когда я говорю "туфля" и когда ты говоришь "туфля"?"
Дети начинают свободно владеть уличным английским и школьным английским точно так же, как двумя языками. И то, и другое жизненно важно и заслуживает внимания и уважения. Вот прекрасное стихотворение, написанное ребенком на уличном английском:
Сова делает так: "ух, ух". И снова "ух", еще раз "ух" и "ух" опять. А люди каждый раз кричат, кричат все время…"
Это чувствительный период для звука, к которому мы в первую очередь обращаемся в классе 3-6 в связи с письмом. Обучение письму в детском саду Монтессори совсем не похоже на наш опыт школьного обучения. Возможно, вы заметили, что монтессорианцы всегда говорят "письмо и чтение", а не "чтение и письмо", как все остальные. На занятиях Монтессори дети почти всегда пишут (или составляют слова из букв) задолго до того, как начнут читать. Они также учатся индивидуально, в своем собственном темпе. Но самое важное отличие заключается в том, что они не учатся писать сознательно: вместо этого им предлагается набор сенсорных переживаний, которые вместе складываются в письменную форму.
Мы начинаем с игры со звуками: "Ммммм мама. ...Мэри... хммм." Ребенку в возрасте 3 или 3,5 лет нравится такая игра. Позже мы спрашиваем: "Хочешь посмотреть мммм?" У ребенка сейчас также особый период, когда он чувствителен к прикосновениям. Он проводит пальцами по буквам на наждачной бумаге - еще одно чувственное переживание. Мы вводим строчные буквы, обычно курсивом. Буквы имеют плавную линию, легко прослеживаемую; это движение ребенок часто запечатлевает наиболее глубоко в своей памяти. Теперь слова, разбитые на звуки при помощи анализа - р-о-з-а, т-ы-к-в-а, - можно восстановить, сложив буквы вместе. Чувственные ощущения звука, прикосновения и движения все вместе соединяются в письме. И тогда наступает долгий период, во время которого дети пишут, пишут, пишут.
Чтение случается спонтанно, почти всегда. Большинство детей зрительно узнают и читают некоторые слова, это знакомо нам по походам в супермаркет. Но теперь у ребенка есть инструменты, позволяющие ему самостоятельно расшифровывать новые слова. Конечно, английский не является полностью фонетическим языком, и поэтому в детском саду есть много материалов, которые помогут ребенку выучить различные правила правописания и выучить слова, которые должны читаться наизусть, например "смеяться". Игры, касающиеся функций различных частей речи и структуры предложений, помогают ребенку развивать понимание и осознание стиля. Они также закладывают основу для очень тщательного изучения грамматики в
начальной школе Монтессори. Для этого аспекта языка тоже существует особый период чувствительности, и детей очень забавляет разница между "человеком на лошади" и "лошадью на человеке".
Монтессори стремится к "тотальному чтению", то есть к критическому и активному чтению. Рассказы, стихи, фразы и предложения для анализа выбраны из хорошей литературы. Детей поощряют к исследованиям с самого начала, следуя их собственным интересам, а также к написанию рассказов и стихотворений. Чтение и письмо остаются инструментами для обучения и самовыражения. Хотя система тщательно анализируется, она никогда не сводится к бессмысленным навыкам. Это резко контрастирует с рабочими тетрадями и фиолетовыми листами, с которыми мы сталкивались в детстве. Недавние исследования в Йельском университете обнаружили, что при обычном подходе дети в первом классе отчаянно соревновались за место в самых продвинутых рабочих тетрадях и не проявляли ни интереса, ни памяти о том, что они прочитали. И те, кто проигрывал гонку, были совершенно обескуражены, фактически обречены. В Монтессори нет рабочих тетрадей или наборов для чтения, которые упаковывают чтение как навык. Дети должны все широко исследовать: так проявляется их человеческая склонность к исследованию. Из этого опыта приходит глубокое понимание и любовь
к чтению, книгам и творческим усилиям.
Родители могут помогать дома, реагируя на интерес ребенка к письму и чтению, но не инициируя и не обучая. Если ваш ребенок спросит вас, как пишется какая-то буква, покажите ему строчную форму, написанную курсивом, если это то, что делается в классе вашего ребенка. Если вас
спросят: "Что это за буква?" давайте звук, а не название - "мммм", а не "эм". Мы даем короткие гласные звуки. Играйте со звуками и словами. Читайте рассказы и стихи.
Когда он напишет с ошибкой "чрепах" вместо "черепаха", не поправляйте его. Это только умалит его удовольствие от того, что он написал. Его будущая работа поможет ему позже исправить свои собственные ошибки.
Никогда не просите ребенка читать вслух. Монтессори считала, что
чтение вслух - слишком сложный процесс для маленьких детей, требующий сочетания способностей; тут понадобятся навыки чтения, контроля дыхания, голосовой проекции и уверенности в себе. Дети могут спонтанно читать и писать, но их никогда не следует принуждать или уговаривать. Театральная импровизация - хороший способ для ребенка
начать готовиться к декламации.
Что делать, если ваш ребенок не научится читать? Монтессори указывает, что некоторые дети преследуют другие интересы в детском саду и не читают к 6 годам. Она добавляет:
Если старые методы, которые тиранили волю ребенка и уничтожали его спонтанность, не предполагали обязательного знания письменного языка до достижения шестилетнего возраста, то мы тем более не должны!
Мы снова и снова видим разрушительные результаты принуждения детей к чтению, и все же существует очень мало таких условий, как в среде Монтессори, которые позволяют ребенку в любом возрасте, двигаться в своем собственном темпе, без принуждения.
По сути, наша работа заключается в сохранении и взращивании в ребенке его изначального, естественного восхищения языком. Это
достигается путем отсеивания наших потребностей, ожиданий, путем
тщательного отказа от того, чтобы наши дети каким-либо образом добавились результатов ради нас. Это дается, скорее, как общий дар, который мы все разделяем.
Текст предоставлен http://montessori-namta.org (перевод с английского В. Носенко для MSM)
Аудиозапись с обсуждением этой статьи вы найдете на нашем канале https://t.me/mosmontessori/727
Остальные статьи выпуска "Язык, литература и семья" и связанные с ними публикации вы найдете там же по хештегу #namta_mtp_llf