Как мы уже говорили в предыдущих статьях «Холодная» мать», «Холодная» женщина», эмоциональную холодность называют специальным термином - «алекситимия» - проблема с понимаем и выражением эмоций.
Можно ли вылечить алекситимию? Это зависит от причины её возникновения. Проявление «бесчувственности», имеющее органические нейробиологические причины, лечится медикаметозно и на практике крайне сложно поддаётся излечению.
Зато, «выученную» бесчувственность не быстро, но можно скорректировать через тренинги и сессии по развитию эмоционального интеллекта.
«Бесчувственность», которая стала результатом реакции психики в форме психологической защиты от психотравмы, также поддаётся коррекции в ходе работы с психологом.
Поэтому, на вопрос можно ли «вылечиться» от алекситимии, имеющей психологическое происхождение, ответ – «да». При одном условии, что человек осознал свою эмоциональную холодность как проблему. К сожалению, такое случается не часто.
Один из таких случаев я описывала в статье «Каков ваш источник любви?»
Ещё такой случай был в моей практике:
17-ти летняя дочь, уговорила свою маму вместе пойти к психологу. Мама была глубоко убеждена, что с ней-то уж точно всё в полном порядке, но ради дочери согласилась. Жалобы дочери заключались в том, что маму будто «подменили», правда, уже достаточно давно, года три назад.
На сеансе мы вышли на психотравмирующую ситуацию, которая произошла 3 года назад. И женщина впервые осознала, в какой «ловушке» своего подсознания она оказалась и жила так несколько лет.
История такая: женщина пришла домой и не смогла попасть в квартиру. Дверь была закрыта изнутри. Дома должна была находиться дочь-подросток 14-ти лет. Мать стучала, звонила на телефон, однако, никто не открывал. И в эти минуты женщина предположила самое страшное – дочери уже нет в живых. Психика женщины «включила» бесчувственность (алекситимию) как психологическую защиту, чтобы не «умереть от горя» и не позволить эмоциям «захлеснуть» разум. Ситуация благополучно разрешилась: дочь была жива-здорова, просто уснула в наушниках.
Но, мысленно «похоронив дочь», «мама», с её материнскими чувствами и поведением, «умерла» вместе с ней. Вместо «мамы» осталась жесткая, требовательная к себе и другим женщина. Отношения с дочерью она стала строить на принципах: указание-исполнение, поощрение-наказание. Эмоции, как «человеческие слабости» не принимались, и их проявление считалось недопустимым.
В результате проработки психотравмы материнские чувства к дочери вернулись!
Подписывайся на канал, чтобы иметь доступ к другим статьям подборки "Психология подросткам и родителям"