Даже в собственной спальне меч самурая никогда не был вне его досягаемости. Поэтому интересно взглянуть на сахо для размещения меча перед сном. Традиционно воин спал на матрасе на полу. Если не было непосредственной угрозы, он мог положить свои мечи на какэ (стойку для мечей) рядом с подушкой, а ещё лучше просто положить их на прямо на пол за подушкой. Когда катану клали прямо за подушкой, то её рукоять направляли влево, а саси омотэ (передняя сторона, когда меч в ножнах) - вверх. Это означает, что режущая кромка была повернута в сторону от головы. На случай нападения некоторые самураи даже держали рядом с подушкой короткое яри, известное как макураяри или «копье для подушки», которое очень подходило для боя в помещении. Некоторые, возможно, даже брали один меч под одеяло. На рис 1 показаны иллюстрации из свитка э-маки школы Катаяма Хоки-рю.
На рисунке один человек, лежащий в своей постели, достаёт меч из-под одеяла, быстро выхватывает его и контратакует им незваного гостя. В отличие от того, что можно подумать на первый взгляд, здесь подчеркивается не столько то, как справиться с незваным гостем в спальне, сколько то, что беспечность - сильный враг даже в мирное время. Тем не менее, рисунки служат интересными примерами того, как спал воин и где он держал свой меч в начале 17 века. Как правило, во время сна лучше всего было обнажать как можно меньше своего тела. Спать на спине - худший из возможных способов сна, так как у потенциального нападающего было больше шансов поразить свою жертву, когда он в темноте беспорядочно тыкал мечом в кровать. Лучшим способом было спать на правом боку, как показано на рис. 2, и это объясняется двумя вескими причинами. Первая причина заключается в том, что по сравнению со сном на спине, поверхность тела меньше. Вторая причина заключается в том, что воину необходимо было защищать правую руку и кисть, которыми он должен был сражаться.
Как бы то ни было, при ночном нападении лучше всего, конечно, было встать с постели до того, как нападающий вошёл в комнату, и расправиться с ним с помощью оружия, когда он вошёл. В случае, если человек просыпался, когда нападавший уже находился в комнате, использовался следующий метод. Если в руке ещё не было меча, нужно было немедленно взять его, но без шума, чтобы не выдать нападающему своё местонахождение, и поднести под одеяло, если его там еще не было, и приблизить к собственному телу. Также необходимо было как можно быстрее выяснить, где стоит нападающий. Если воин располагал свой меч, как описано выше, то есть на полу прямо над подушкой, рукоятью влево и саси-омотэ вверх, то он спокойно доставал его левой рукой, брал за рукоять и заносил меч под одеяло и ближе к собственному телу. Цуба располагалась на уровне пупка, а режущая кромка была повернута от собственного тела. Если он держал длинный меч, то сторона ножен кодзири (навершие ножен) находилась перед его лицом. Правой рукой он брался за ножны рядом с коигути («рот карпа», вход в ножны). Из этой позиции он осматривал помещение и оценивал количество нападающих. Если нападавших было больше четырех, убежать было невозможно, и лучшей защитой для него было взять инициативу в свои руки и атаковать. В случае окружения имело смысл сначала разобраться с нападающим со стороны подушки.
Не двигая сильно телом и держа меч так, как описано, воин затем снимал ножны с клинка в направлении подушки, а затем делал бросок в сторону ног противника, стоящего со стороны подушки. За этим действием, которое также испугало бы нападающих, немедленно следовали удары мечом по ногам нападающего со стороны подушки. Затем, всё ещё из-под одеяла, он быстрым горизонтальным движением меча рубил противника, стоящего с правой стороны постели, и одним непрерывным движением подхватывал кончиком меча своё одеяло возле собственных ног и бросал его в сторону нападающего, стоящего слева, чтобы временно затруднить его действия. Затем он садился и наносил колющий удар вверх в направлении нападавшего, стоявшего у ног постели. Затем он должен был вскочить с кровати и побежать в том направлении, где не было нападавших, и продолжать бой там, следя за тем, чтобы его снова не окружили. Этот метод, который, как рассказывают, использовался в Масаки Итто-рю и описан историком боевых искусств Нава Юмио в книге «Э дэ миру дзидай косё хакка».
ИСТОЧНИК: Serge Mol. Classical Swordsmanship of Japan
Полный перевод главы 12 о нетрадиционном использовании меча самураем ЗДЕСЬ
ПАДЕНИЕ И РАСЦВЕТ САМУРАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КЭНДЗЮЦУ