Есть мнение, что разбросанные по Европе постройки из гигантских каменных блоков – мегалиты – наследие великой забытой цивилизации. Ибо, если уж для рытья арыков – ирригации – людям пришлось создать государства, то что говорить о работах, связанных, например, с сооружением Стоунхенджа? Не смешно ли?
Не смешно. Я ж не так просто собираю – и разбираю обратно – реплики людей нетрадиционными частями тела мыслящих. В эти нетрадиционные части приходят иногда весьма ценные и нетривиальные мысли. Просто, в тех местах нечем эти мысли подумать.
И, кстати, о нетривиальном. Само собой, трудозатраты, связанные со строительством пирамид в Египте очень близки к нулю, если сравнивать их с затратами труда на строительство каналов. То же можно сказать о сооружении террас и чудесах полигональной кладки в Перу. Но это – в сравнении и в измерении абсолютном. В относительном же, – если расписать на лицо, – жизнь крестьянина в Египте была однозначно легче, чем в неолитической Англии или на средневековой Руси. Он работал меньше.
Соответственно, связь между ирригацией и появлением цивилизаций заключается не в том, что строительство оросительного канала – такой уж большой труд. Государство требовалось не для организации рабочей силы. Именно неолитические мегалиты, кстати, показывают, что собрать тысячи рабочих можно и без государства, а в рамках племенного союза.
Государство требовалось для того, чтобы воду – поделить. Ведь арык проходил по чьей-то земле. Мужики из ближайшей к реке деревни могли прокопать канал до своих полей. Но с какой бы стати им разрешать другим деревням «подключаться» к своей оросительной системе? Это значит делиться водой. А там где она не в дефиците, ирригацией не занимаются.
Другой вопрос, если вода – и земля – принадлежат фараону. Он всё поделит. Мало не покажется.
Кстати, по этой причине раздача земли помещиков крестьянам после революции в центральных губерниях была просто «земельной реформой», в Туркестане же она превратилась в «земельно-водную». Водопользование требовало государственной регуляции.