Я недавно ходила на тренинг про голос.
Голос - это инструмент.
Ну, как любой музыкальный. Например, гитара.
Чтобы играть на гитаре, нужно понять, как она устроена, почему, если тронуть струны, будет звук, и где именно нужно тронуть и в какой последовательности, чтобы случилась мелодия.
С голосом также. Нужно изучать его возможности, чтобы этот инструмент служил нам верой и правдой с благодарностью.
Например, я всегда думала, что шёпот - это отдых для голоса. Если я болела, и голос садился или терялся, я переходила на шёпот. Думала, что берегла его. А оказалось, что большей нагрузки на голосовые связки, чем шёпот, и быть не может. И я не берегла его, когда шептала, а добивала.
Вот: век живи - век учись.
Поэтому когда я зову подружек на тренинг про голос, а они говорят: "Ты покрасоваться ходишь? Тебе-то зачем?", я отвечаю: "Это моё сольфеджио для голоса".
Там вначале тренинга нас спрашивали, что мы хотим от этого занятия. И мы все отвечали разное. Кто-то хотел сильный голос, который выдержит многочасовую нагрузку, кто-то просто хотел быть услышанным, кто-то хотел научиться говорить громче.
- Я хочу поработать с голосом, чтобы после тренинга он стал другим. Мне тот, что есть, не нравится, - ответила одна девушка.
- Каким? Голос должен стать каким? - спросил тренер.
Я помню, что там много было вариантов ответа. Звонким, зычным, ярким, густым.
Мне понравился эпитет "густым". Я тоже немедленно захотела говорить густым голосом.
Тренер Саша Новикова интересно рассказывает о голосе.
Говорит, что мы, люди, устроены как орган. Ударение на "А". Внутри нас полые кости, но можно повысить звукопроводимость мышц. Мышцы как струны, выпускают звуковую волну из нашего рта.
Голос - это озвученный выдох...
Очень сильно наш голос зависит от нашего... силуэта. Ну правда.
Вот бывает силуэт дефицитный.
Это когда человек будто извиняется за то, что занимает место на земле, и сутулится, и как бы сворачивает своё тело в максимально компатный рулон из плеч, туловища и коленей. Как бы извиняется: "Я поживу тут чуток? Много места не займу..."
Это, кстати, я в прошлом. Сутулость и плоская подошва. Потому что надеть каблук - это подчеркнуть свой рост, а я и так дылда, 178 сантиметров - ужас!. Я вся скукоживалась и жила, сильно извиняясь.
И голос при таком силуэте тоже вкрадчивый, извиняющийся, характерно тихий и... жидкий (ну, в смысле, не густой).
А бывает наоборот. Профицитный силуэт.
Вот эти люди, которые сидят, развалившись на несколько кресел, широко расставив всё, что широко расставляется, их нельзя не заметить, они шумные, громкие, дверь открывают с ноги. И голос у них богатырский, эгегей-ный, такой, что ух, можно потише?
Голос - это наше второе лицо, 38 процентов впечатления о нас.
А ещё голос - ябеда. Дада, ябеда.
Вот например, бывает у людей высокий голос, как будто внутри поселился Фунтик. Это голос ребёнка, который живёт внутри и разговаривает от имени взрослого аватара. Возможно, подсознательно этот человек и не готов, что в нём будут видеть взрослого. Ребенок - это же очень удобно. Это конфетки, мячики, скакалки. А не налоги, переговоры, проекты. А ещё ребенок - это никакой ответственности. И человек подсознательно вместо себя на переговоры с жизнью посылает фунтика. Так спокойнее. Фунтик проведёт детские переговоры, не масштабные. Труляля.
Или истеричный голос выдаёт характер своего носителя с головой.
Или робкий, такой голос, будто человек внутрь говорит.
То есть голос - это часть характера.
И он работает в тандеме с дыханием, телом и вниманием.
И у нас было упражнение забавное: надо было позвать человека на другом берегу условной реки. Прямо крикнуть так, чтобы он тебя услышал. И это сложно, особенно в группе, где много незнакомых людей, и когда дело дошло до меня, и я давай кричать, тренер говорит про мой голос:
- Оооо, вот это густота. Ты не зовёшь, ты тамадишь!
А я засмеялась:
- Я зову, зову! Зову участвовать в конкурсе!)))
А ведь и правда. Я давно не веду мероприятия, но иногда в меня каааак вселится тамада, и понеслоооось!
Унца-унца-унца!
Я люблю публичные выступления, и учусь делать это лучше: совмещаю теорию с практикой.
Как говорит тренер: "Даже разговор с мужем на кухне - это тоже немножко TED, публичное выступление. Вы не ждите на входе Олимпийский, учитесь выступать на маленьких группах, проявлять себя, свой голос, свой характер".
Я думаю, что жизнь - это тоже публичное выступление. Бог дал нам таланты и обстоятельства, и отправил на землю с поручением: "Проявись. Засвети свой талант как можно ярче".
И мы живём. И ищем свои лекала силуэтов где-то посередине между дефицитным и профицитным.
У меня внутри прям застрял тот вопрос из начала тренинга: "Каким должен стать твой голос?"
Я знаю самый правильный ответ.
- Моим. Он должен стать моим!
Я не хочу говорить чужими голосами. Хочу заглянуть внутрь и достать свой настоящий ГОЛОС.
Голос сердца, разума и выдоха.
Того, который сразу после вдоха.
Потому что живу. И не молчу!
И зову тех, кто там, на другом конце реки: "Друзья, я туууут! Если нам по пути, давайте держаться вместе!"