Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Iron Maiden «Powerslave», 1984 г. ~ последний прорыв группы, а дальше пошли эксперименты и коммерция

В 1984-м году Iron Maiden записали один из самых своих замечательных альбомов - «Powerslave». Он завершил собой убойную хардово-металлическую пенталогию, которую можно назвать просто как «IM 1980-1984». После выпуска этого произведения «Мэйдены» ударились во всякие эксперименты, а потом, когда ничего не вышло, завернули на чисто коммерческие рельсы.

Iron Maiden «Powerslave», 1984 г.
Iron Maiden «Powerslave», 1984 г.

ДОРОГИЕ МОИ ЧИТАТЕЛИ!

ЕСЛИ ЗА ЭТУ СТАТЬЮ ХОТИТЕ МЕНЯ ПОКРИТИКОВАТЬ ИЛИ ЗАМИНУСОВАТЬ, ТО СНАЧАЛА ПОДУМАЙТЕ – РАЗВЕ Я СТАЛ БЫ ПИСАТЬ ОБ ЭТОМ АЛЬБОМЕ, ЕСЛИ БЫ ОН МНЕ НЕ НРАВИЛСЯ? ПРОСТО Я ВЫРАЖАЮ СВОЁ МНЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОЯВИЛОСЬ У МЕНЯ В 1985 ГОДУ, КОГДА Я ЭТУ ПЛАСТИНКУ УСЛЫШАЛ ВПЕРВЫЕ. ТО ЕСТЬ ЭТО НЕ КРИТИКА АЛЬБОМА ИЛИ ГРУППЫ, А ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА.

Альбом Iron Maiden «Powerslave» вышел осенью 1984-го, а уже в начале 1985-го он появился и в СССР – это я хорошо помню. И он меня сильно обрадовал, так как, чего уж греха таить, предыдущий «Piece of Mind» я просто не переваривал. Нет, я его слушал, но считал его чем-то вроде сольника Дикинсона, потому что он не имел совсем ничего общего ни со скоростным «The Number of the Beast», ни с заковыристым «Киллерсом», а тем более с первым альбомом, самым громким из всех первых творений группы.

«Piece of Mind» для меня в 1983-м означал упадок такой прекрасной рок-группы, самой настоящей металлической звезды – об этом я написал тут: «Как мы в 1983 году купили два альбома «Iron Maiden» и «Pink Floyd» задорого, и как сильно пожалели». Конечно, по мере того, как раннее творчество «Мэйденов» погружалось в историю, альбом 1983-го становился для меня все интересней и интересней, и сегодня я его уже не отделяю от остальных альбомов – все они одинаково хороши.

Передние части элементов альбома - конверт, вкладка и пластинка
Передние части элементов альбома - конверт, вкладка и пластинка

Но я рассказываю про тот период, когда можно было сравнивать музыку с разбросом всего в несколько лет. И вот, «Piece of Mind» для меня был совершенным упадком IM, и в немалой степени меня огорчала смена барабанщиков. Клайв Барр для меня олицетворял зайца на барабане, а Нико МакБрэйн казался мне слоном в посудной лавке, и, по моему твердому мнению, он-то в первую очередь и придал «Мэйденам» совершенно уничтожающую весь былой саунд грузность.

Задние части элементов альбома - конверт, вкладка и пластинка
Задние части элементов альбома - конверт, вкладка и пластинка

Но как только я услышал «Powerslave», я вдруг подумал – нет, есть еще порох в пороховницах! И хотя Нико бил в свои там-тамы так же грузно, не в пример гиперактивному Барру, альбом все же очень сильно ускорился. Правда, он не сильно приблизился, к «Числу зверя» 82-го, но, тем не менее, я сразу же стал этот альбом обожать. И обожаю до сих пор. Тем более что эта пластинка оказалась последней чисто хэви-металлической в активе группы. Нет, потом «Мэйдены» покончили с экспериментами, но в первоначальному саунду так и не вернулись, постоянно заныривая в коммерцию.

Лейблы виниловой пластинки Iron Maiden «Powerslave», 1984 г.
Лейблы виниловой пластинки Iron Maiden «Powerslave», 1984 г.

В общем, что сказать о «Powerslave»? Альбом прекрасен сам по себе, на нем представлены 5 офигительно классных композиций, одна очень хорошая, и две так себе, но при детальном расслушивании их отнести к провальным нельзя, хотя они скорее тянут на «проходняк», чем на шедевры. Самое что показательное, то ко всем этим трем «не шедеврам» приложил руку Дикинсон, наверное поэтому шедевров из них и не получилось. Кстати, на следующем альбоме композиторскую деятельность Дикинсона притормозили.

Давайте рассмотрим всё поближе и по отдельности.

Сторона 1:

1). Aces High (4:31). Прекрасный боевик, гитаристы так быстро и мощно чешут, что даже не заметно, как барабаны Нико отстают от ритма. Нет, он не лажает, а просто держит свой собственный ритм, не отвлекаясь на постоянные декоративные сбивки, которыми очень сильно увлекался его предшественник. Он – барабанщик-тяжеловес, у него в Deep Purple, например, играть не получилось бы, а вот в Black Sabbath – вполне.

Насчет гитаристов – это звездный час Дэйва Мюррея и Эдриана Смита. Я их дуэт всегда сравнивал с дуэтом Типтон – Даунинг, но в целом это школа Блэкмора, только в убыстренном варианте. Для того чтобы сваять шедевральное соло на гитарах, нужно обладать талантами Шопена или Чайковского, так вот – Мюррей и Смит этими талантами обладали в те времена вполне. Жаль, правда, что впоследствии они стали заниматься самоплагиатом, но на альбоме «Powerslave» в целом они гениальны.

2). 2 Minutes to Midnight (6:04). Еще один шедеврал, Дикинсон старается как резаный, гитаристы разошлись не на шутку, бас-гитарист местами вырывается поперед них, не забывая, тем не менее, идти в ногу с МакБрэйном. Но барабанщик тут в своей тарелке – песня не быстрая, и достаточно мощная.

3). Losfer Words (Big 'Orra) (4:15). Одна из немногих инструменталок Iron Maiden, но сделана она так насыщенно, что после ее прослушивания как-то забываешь, что в ней никто не поет. Гениально!

4). Flash of the Blade (4:05). Я когда услышал эту песню, которую Дикинсон сочинил единолично, почему-то подумал, что он страшный поклонник Judas Priest. Эту песню я отношу к «проходнякам», потому что, даже невзирая на великолепную игру всех трех гитаристов (включая Харриса), и даже барабанщика (!) Дикинсон создал какой-то музыкальный штамп, и особенно это чувствуется в банальном, совершенно не «мэйденовском» припеве.

5). The Duellists (6:18). Еще один шедевр, и особенно тут постарался Харрис, отыграв на своем басу кучу прекрасных соло-моментов. Гитарные соло вообще шедевральны, Блэкмор и рядом не валялся! (шутка, конечно, но тем не менее…).

Сторона 2:

6). Back in the Village (5:02). Не люблю эту песню. Вроде какого-то музыкального прикола. Нет, я ее слушаю хорошо, но тут опять доминируют какие-то совсем не «мэйденовские» штампы.

7). Powerslave (7:12). Песня монументальная, но слишком патриотическая для Iron Maiden. Хорошо смотрелась бы на каком-нибудь сольнике Дикинсона. Однако инструментальная часть просто восхитительна!

8). Rime of the Ancient Mariner (13:45). Несомненный шедевр, правда, несколько портит впечатление от него длинная вставка без всякого музыкального смысла. Я когда эту песню записывал на магнитофон в 1985 году, вырезал ее. Но в этой композиции, как бы написанной специально для репертуара «Black Sabbath» с Дио, кроме этой вставки я обожаю всё – даже Нико там так разошелся со своими барабанами, что я наконец-то его зауважал. Соло на гитарах просто восхитительны! Бас – гениален, не зря я считаю Харриса лучшим басистом в рок-музыке. Да и Дикинсон постарался на славу, не зря ему миллионы плотют.

Бонусы:

9). Rainbow's Gold (4:57). Хорошая песня, если бы не 1984-й год, я бы подумал, что «Мэйдены» сыграли кавер на какую-то тему «Helloween». Но зато мне стало ясно, с какой композиции скопировали свой музыкальный имидж «Хэллы» с приходом Киске. Композиция вышла в том же 1984-м на сингле, но лучше бы она вышла на самом альбоме.

10). Mission from 'Arry (6:42). Простой трёп Нико, и больше ничего.

11). King of Twilight (4:53). Тоже годная песенка, особенно впечатляют припевы. Я думаю, что она гораздо более подходит к альбому, чем те два «проходняка», которые я указал выше. А так она вышла только на сингле в 1984-м, а потом кочевала по сборникам.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ОБ IRON MAIDEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Диск Iron Maiden, записанный в 1970-м году, можно услышать сегодня и сравнить с оригиналом

«Iron Maiden» давно уже исписались, и их первые альбомы продаются лучше, чем последние

Сколько зарабатывают на концертах в США такие рок-монстры, как «Black Sabbath», «Metallica», «Iron Maiden» и другие?