Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему так важно родителям знать о возрастных особенностях детей?

Давайте честно, мы же не хотим сталкиваться с трудностями в воспитании и общении с детьми и растить проблемного ребенка. Значит надо знать, откуда берутся эти самые трудности. "Где они нас ждут, эти самые трудности?"- позволю себе так перефразировать фразу котенка по имени Гав из известного мультика.

"Мы педагогических вузов не заканчивали! Я же как -то вырос без педграмотности моих родителей"- нередко можно и такое услышать... Как растут наши дети? Помним ли мы, как мы росли?. "Почему они такие.."- это взрослые о детях. Причем в разные времена этот вопрос самый традиционный. "Воспитывать надо, пока поперек лавки лежит"- гласит одна народная мудрость. "Упустили? Поздно? А что мы делали не так?"- тоже традиционные вопросы взрослых о детях и воспитании. А может надо как в Японии- до 5 лет детям можно всё..

Так почему так важно родителям знать о возрастных особенностях детей?

Так вот, самое главное, откуда берутся эти трудности- это возрастные кризисы. Уж сколько раз твердили миру.. об этих самых кризисах. Честно сказать, все мы недооцениваем эти самые кризисы. Вспоминаем о них только когда ребенку исполняется 14, сталкиваемся с бунтом. Или вдруг в 40 лет хотим всё поменять- от работы до семьи и места жительства.

"Так сколько их, этих кризисов?"- спросите вы. И так ли уж они страшны. Зачем про них знать? Страшны... Кризис- это когда всё вокруг и внутри человека меняется..Причем и в буквальном смысле- от физиологии до психологии и социума. Ничего непонятно, а иногда и страшно..

Не устану повторять родителям всех возрастов с самыми различными стилями воспитания и благими на их взгляд намерениями- пожалейте детей!!! Поймите детскую душу!! Ведь на период от рождения до 17 лет приходится аж 5 этих самых возрастных кризисов. А всего в жизни человека их 8. Итак, простая математика, и у нас получается, что ребенок вляпывается в эти кризисы каждые 2 года, часто не успев вылезти из предыдущего. Да, конечно, кто-то их переживает легко. НО!

Капризничает в год- возможно недостаток внимания от рождения. Первый кризис-рождения. Вспомните, вы тоже следовали рекомендациям старших "Нечего к нему подходить по каждому писку! Поорет - сам успокоится"? И на руки нечего брать- приучишь к рукам- будешь мучиться.. Эти "капризы" уйдут в трехлетний возраст. А эмоциональная и тактильная депривация породят агрессию, злобу, эгоизм, манипулирование и другие отклонения в поведении.

Ломает-крушит игрушки? Закатывает истерики в магазине? Вернитесь на 2 года назад, посмотрите, как вы его воспитывали? Это последствия того "внимания" с рождения. Агрессия, демонстративное поведение.

"Я-сам" в 3 года. Это нормально! А мы что? Делаем за ребенка сами, потому что надо быстрее, потому что обляпается, пока ест, оденется неправильно? А еще не хочет ходить в садик. Орёт... Это кризис 3 лет.Если будем и дальше так ж е воспитывать, то получаем инфантильного ребенка, который сам шагу ступить не может, который постоянно капризничает или боится сам сделать что- либо. А мы этим категорически недовольны! Нерасторопный, ничего сам сделать не может! Вечно копается!

А потом - он уже всё знает. Требует, чтобы учитывали его мнение. Чуть что не так- крик!А у нас он еще маленький. Машинки, "иди я тебе футболку поправлю". А еще его надо хвалить за любую мелочь. А еще откуда-то слова эти.., да еще школа.. Кризис 7 лет. Самооценка из завышенной падает вниз! За простой стишок уже не хвалят..И рисунок в виде каля-маля не прокатывает на оценку "отлично". А еще надо уметь строить отношения.. А еще этот туалет, столовка.. Ничего не запоминает! Или невнимательный? Только голову еще не потерял! Или- плохая школа, плохие учителя, плохие ребята.. И .. переводим ребенка в другую школу. Или начинаем мириться с тем, что он просто троечник..Или делаем за него домашку. Устраиваем разборки с другими детьми и родителями. Так получается, что вместо того, чтобы помочь ребенку пережить кризис и справиться с трудностями, закрепляем весь этот негативный опыт. А еще на период до 7 лет приходится основной этап социализации- ребенок учится жить в обществе осваивает новые социальные роли. 80% усвоенных норм ребенок получает именно в это время. Что он у вас усвоит? Ваш опыт бесконечных претензий, криков? Или уважение к нему и к другим? А еще противоположные требования родителей- один говорит одно, а второй: "Что ты к нему пристала..."

А тут на подходе уже кризис 10 лет. Взрослеем. Претензии появляются. А что мы? Всё общение - "Пришел? Поел? Уроки сделал? Что в школе?, Собирайся, на тренировку опоздаешь! И не забудь- вечером занятия по английскому! Или хочешь на рынке картошкой торговать?" Интересы не сформированы. Мотивации 0. "Ходим в кружки- секции!!". А на соревнования? А на выставки достижений детей? А что ребенок знает о том, чем занимается? А совместная деятельность у вас с ребенком есть? Ведь основа хорошего общения- совместная деятельность! Нет? Тогда они после занятий ходят на "заброшки", шляются по торговым центрам, замыкаются в себе и до них не достучаться. Клубок проблем растет. И к кризису 14 лет клубок становится большим и трудно распутываемым. О проблемах этого возраста я ужу говорила в своих самых читаемых статьях:https://www.b17.ru/article/336360/ , https://www.b17.ru/article/418343/ ,

И вот уже имеем неуправляемого ребенка, своенравного, относящегося к нам также равнодушно. Авторитет? О чем вы, родители? Там другие авторитеты! Или хотя бы те, которые интересуются еще чем-то, кроме учебы и еды.

17 лет. Уф.. вырос!! Вырос?! 17 лет- всё только начинается. И тут свои проблемы, у которых ноги растут из предыдущих нерешенных проблем. Слова не скажи- в ответ такое можешь услышать.. Или почему всё время мрачный? Что у него в голове? Эти безумные зеленые волосы.. Чтобы лучше понять этот возраст- читаем статью https://www.b17.ru/article/364871/ .

Вот такая ретроспектива проблем воспитания получилась..Наверное получилось жестко, и малоприятно, да? Сталкивались с такими проблемами? Понимаю. И так же то, что жизнь, увы, не кинолента... Обратно не отмотаешь.. Но найти точку поломки можно. И всё можно исправить! Ну или почти всё. А лучше внимательно ознакомиться с особенностями каждого возраста. Чтобы потом дров не наломать. Ну хотя бы исключительно ради себя любимых- избавить себя от ненужных проблем и сложностей.
Надеюсь, я убедила вас в необходимости знакомства с возрастными особенностями детей. Ну а специалисты всегда помогут вам разобраться и в этом вопросе и в решении проблем в том числе. Если согласны со мной- проголосуйте "сердечком- спасибо" .

Всегда готова помочь вам в решении личных, семейных проблем и проблем в воспитании детей,

Светлана Лавренова

Записаться на консультацию он-лайн или очно можно по тел. 8 927 384 82 52, доступны все мессенджеры.

Мы совместно решили не одну проблему, найдем пути решения и ваших!

Автор: Светлана Лавренова
Специалист

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru