В последнее время чаепитие для меня становится чем-то вроде хобби, поэтому обращаю внимание на любые описания этого увлекательного процесса. И вот, когда московский писатель Рафхат Сабиров подарил мне свою книгу стихов и прозы "Тюркский код", я открыл её на случайной странице, и тут же взгляд выхватил отрывок из повести "Старик Дусай" с любопытным описанием татарского чаепития. Бывает же такое. Делюсь с вами, далее текст Рафхата Сабирова.
***
"Ритуал татарского чаепития, пожалуй, заслуживает особого внимания. Всё-таки для татар чаепитие - это своего рода священнодействие, ублажение тела и духа. Яства принимались не все сразу, а в порядке очереди - в разные дни.
Ближе к краю стола стоял огромный посеребрённый самовар, который вскипал на древесных углях, на которые подкладывались щепки с бумагой, чтобы разжечь как следует.
Самовар вскипал, и кипяток разливали по чашкам. Отдельно, из фаянсового чайника, добавлялась заварка. А из серебряной молочницы доливалось козье молоко. Чай с молоком - излюбленный татарский напиток после сытного обеда. Его пили после небольшой передышки, во время которой, на стол подавались следующие угощения:
ватрушки с творогом; пирог круглый с повидлом, украшенный сверху плетенкой из теста; треугольные пирожки - учпучмаки с мясом и картошкой из особого сдобного теста; перемячи - своего рода круглые беляши с мясным фаршем; кыстыбы - картофельное пюре внутри сложенных блинов из тугого теста, обильно сдобренных с помощью помазка из гусиных перьев растопленным сливочным маслом.
Кроме того, в центр стола периодически ставился большой круглый балиш из крутого вкусного теста с начинкой из риса и изюма, приправленной топлёным маслом. Этот большой пирог вскрывался ножом сверху по малому кругу, потом по тарелкам раскладывался рис с изюмом. И когда от пирога оставалась только нижняя корочка, она резалась на части и делилась на всю дружную семью.
После такой "тяжёлой артиллерии" шёл в употребление знаменитый татарский хворост - полоски теста с прорезями, сквозь которые продёрнуты "язычки". Их бросали в кипящее подсолнечное масло, и они румянились мгновенно. Хворост, обычно разломив, макали в чай и ели размоченным.
В это же шипящее подсолнечное масло кидали нарезанные из теста мелкие "палочки", которые также готовились моментально. Их складывали горкой, скрепляя сочным мёдом, - тогда получался знаменитый татарский чак-чак. Ещё стол украшался нежными маленькими пирожками с земляникой, смородиной, малиной и прочей ягодой.
Ставили также мёд, малиновое, смородиновое, земляничное, клубничное, брусничное и прочее варенье - всё в изящных вазочках из серебра и венецианского стекла".