“Симон же Пётр стоял и грелся. Тут сказали ему: «Не из учеников ли Его и ты?» Он отрёкся и сказал: «Нет». Один из рабов первосвященника, родственник тому, которому Пётр отсёк ухо, говорит: «Не тебя ли я видел с Ним в саду?» Пётр опять отрёкся; и тотчас запел петух” (Ин. 18:25–27).
Стих 25. Повествование возвращается во двор, где Симон Пётр стоял и грелся (см. 18:18). Как обычно, Пётр назван «Симоном Петром» после того, как о нём какое-то время не упоминалось. В книге Иоанна первое отречение отделено по времени от второго и третьего. Мужественное поведение Иисуса перед Анной (18:19–24) служит контрастом малодушию Петра перед его обвинителями. Рэймонд Браун пишет:
«Изобразив отречение Петра одновременно с защитой Иисуса перед Анной, Иоанн драматически передал различие между достойным и спокойным поведением Иисуса, который ничего не скрывал и не отрицал, и малодушием Петра, который всё отрицал перед менее значительными обвинителями».
В то время, когда Пётр грелся у костра, возникла новая угроза со стороны тех, кто были рядом. Судя по всему, это были слуги и стражники. В этот раз Иоанн не уточняет личность спрашивавших, но в Мф. 26:71 и Мк. 14:69 упоминается служанка. Если Марк, вероятно, имел в виду ту же служанку, которая стала поводом для первого отречения, то Матфей пишет о «другой». Лука упоминает «другого» (хетерос) в мужском роде, имея в виду мужчину, что подтверждается словом «человек», которому Пётр ответил «Нет» в Лк. 22:58. Хотя эти различия стали причиной многочисленных споров о надёжности текстов, эти рассказы не противоречат друг другу. Неопределённо-личное «сказали» в книге Иоанна предполагает, что рядом с Петром возле костра было несколько человек, которые и спрашивали его; и в том, что кто-то из авторов решил выделить конкретного человека, нет ничего особенного.
Собравшиеся у костра спросили Петра: «Не из учеников ли Его и ты?» Он отрёкся и сказал: «Нет». Заданный Петру вопрос и его ответ на него почти идентичны тем, что прозвучали в 18:17. Конструкция вопроса снова подразумевала, что тот, кто спрашивал, ожидал услышать отрицательный ответ. Подобная формулировка вопроса характерна только для книги Иоанна. В обоих случаях вопрос предполагал, что Пётр ответит: «Нет». Эта конструкция вопроса наводит на мысль, что Иоанн был менее критично настроен по отношению к Петру, чем синоптические авторы.
Стихи 26, 27. Согласно Лк. 22:59, между вторым и третьим отречением прошло около часа. Если синоптические авторы в общем сообщают об обвиняющих Петра, то Иоанн уточняет личность последнего как родственника тому, которому Пётр отсёк ухо. Это обстоятельство можно рассматривать как свидетельство того, что любимый ученик действительно был «другим учеником» из 18:15 и 16. Подобные детали указывают на то, что Иоанн был хорошо знаком с домашними первосвященника. Спросивший Петра был родственником Малха и его интерес к тому, кто ударил его сородича мечом, был вполне понятен. Этот раб спросил: «Не тебя ли я видел с Ним в саду?»
Те, кто спрашивали Петра раньше, своими вопросами в некоторой степени облегчили его отрицательный ответ и отречение от Иисуса. Теперь же ситуация была совсем другой. Перед Петром фактически был очевидец, который, по сути, сказал: «Разве я не тебя видел с Ним в саду своими собственными глазами?» В греческом тексте местоимение «я» (эго) стоит в сильной форме. Возможно, рассматривая лицо Петра при тусклом свете костра, этот раб узнал в нём одного из тех, кто были с Иисусом во время Его ареста. Он не был уверен, был ли Пётр одним из тех, кого он видел в саду, но его вопрос указывал на то, что он не сомневался в утвердительном ответе. Кроме того, этот человек проявил больше уверенности, чем те, кто спрашивали раньше, тем самым Пётр оказался под бόльшим давлением, чтобы отречься от Иисуса. Быть учеником не считалось преступлением, но напасть с мечом на людей первосвященника это совсем другое дело.
И «Пётр опять отрёкся», отрицая какую-либо связь с Иисусом. «И тотчас» после этого запел петух (см. 13:38). Лука пишет, что после того, как запел петух, «Господь, обернувшись, взглянул на Петра, и Пётр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: “Прежде нежели пропоёт петух, отречёшься от Меня трижды”» (Лк. 22:61). Иоанн ничего не говорит о том, что Иисус встретился взглядом с Петром или что тот вышел прочь, горько плача (см. Мф. 26:75; Мк. 14:72; Лк. 22:62). Как и Лука, Иоанн опускает подробности клятвенных заверений Петра и проклятий в свой адрес (Мф. 26:72, 74; Мк. 14:71). Его рассказ об отречении Петра содержит лишь основные факты и то, что сказанное ранее Иисусом Петру в верхней горнице исполнилось (см. 13:38).
Пётр никогда не забывал той ночи, когда он отрёкся от своего Учителя. Вероятно, до конца своей жизни, слыша крик петуха, он вспоминал о том роковом дне, когда навлёк на себя позор. Последующее благовествование Петра, его церковное служение в качестве старейшины и его письма показывают его истинную сущность. Иисус знал, на что способен Пётр и что он может сделать для приближения царства. Если Иисус признавал, что человек, упавший так низко, как Пётр, может стать великим, тогда есть надежда и для всех нас.