Прочитав книгу С.Б. Веселовского «Семейная хроника. Три поколения русской жизни» заинтересовался воспоминаниями Натальи Константиновны Веселовской:
Однажды летом, году в 1913 или 1914, нас троих: Вову, Олю и меня, взяли на ярмарку в селе Шатнёвке, за 9 вёрст… На ярмарке было много мордвы из ближайших мордовских сел: Большого и Малого Карая и других. Они отличались от русских крестьян говором и одеждой, яркой и необычной. Мужчины в длинных вышитых рубашках, подпоясанных цветными шерстянными поясами с мохрами, девки и бабы в ярких национальных костюмах: самотканных ярких паневах – вышитых рубашках-кофтах, фартуках с кружевами самодельными, в ярких платках и лентах на голове. Больше всего привлекли мое внимание «лакмонки»: у каждой женщины, от маленькой девочки до старух, на животе, часто поверх фартука красовались мешочки на пояске, они заменяли карманы и сумочки. В них клали семячки, конфеты, мелкие вещи и… платок. Главное было в украшении этих «лакмонок»: они на передней стороне были обшиты бусами, блестками, кусочками галуна, кружевами, кистями, серебренными и медными проткнутыми монетками, у некоторых в центре были даже вшиты кусочки зеркала.
Упоминаемое слово в этом отрывке «лакмонка» заинтриговало. Что же это такое и почему оно связано именно с мордовскими женщинами и девушками и решил узнать, что же это такое. И вот решил поделиться полученными знаниями со своими подписчиками. Только этот предмет назывался совсем по другому и не был национальным элементом одежды мордвы. Но обо всём по порядку.
Оказалось, что в большинстве своем одежда, которую носили люди в давние времена, не имела карманов. Слово «карман» появилось в русском языке в конце XVII века и их начали вшивать в мужскую одежду. А вот до этого словом «карман» назывался особый мешочек, чаще всего сшитый из плотной ткани или кожи, который носился на шее или привязывался к поясу.
Но все эти атрибуты были больше присущи мужской части населения. Но ведь женщины, особенно девушки, должны были как-то носить на вечёрки, гулянья гребень, зеркальце, сладости и т.д. «Все женщины и дети любят сладкое». И нашими предками был придуман красивейший элемент одежды, получивший название – лакомник.
Это были небольшие нарядные мешочки, наружные карманы. Они служили дополнением к костюму девушки или молодой женщины. Подобный карман девушка или женщина могла носить поверх сарафана, он крепился к пояску, завязанному на талии или носиться на красивом пояске через плечо, как современные дамские сумочки.
Девушки очень любили лакомники, они были очень практичны: хоровод водишь не мешает, а пряником, конфеткой угостили — положила и лакомишься когда захочешь. Так и родилось название «лакомник».
Карманы имелись не только на Руси, декоративные карманы встречаются также в костюме мордвы - эрзи заволжской группы рубежа 19-20 веков. Но национальная мордовская одежда стала выходить из употребления на рубеже XVIII-XIX веков. Мордова постепенно переходили к современной привычной одежде, заимствуя отдельные части или даже целые костюмы городского покроя у русского народа.
Пожилые женщины, из осторожности, часто прятали карман под сарафаном, кофтой или юбкой. Если вспомнить, что пояс-шнур, на котором держалась юбка – понька (понева), называется «гашник», то выясняется прямой смысл откладывания денег в «загашник», то есть в карман, спрятанный под одеждой. (Гашник – шнурок, продеваемый в верхней части брюк, шаровар или верхняя поясная кромка штанов, юбки) Назначением гашника также было держать штаны у мужчины на талии. Впервые слово «загашник» появилось у казаков, именно они подвязывали свои шаровары шнурком, который и назывался «гашник». В людных местах, например на ярмарке, за своим гашником нужно было неусыпно следить, чтобы воры его не срезали. Поэтому само слово стало ассоциироваться с укромным, тщательно оберегаемым от чужих глаз местом.
Мужчины обычно имели карманы из кожи, их затягивали на кожаный шнурок и носили на шее или поясе. Носили они в таких карманах ключи, деньги, разные мелкие вещи.
Помните выражение «Держи карман шире»? Это про тот же карман. который крепили к поясу мужчины или к седлу лошади. Если нужно было упрятать в карман что-то большое, просили открыть его шире. Люди старались держать карманы закрытыми, завязывали их, чтобы злоумышленники или грабители не поживились добром.
Такого рода карманы были распространены по всей России. В средней полосе, а также в станицах Дона было распространено название «гаман», оно означало то же, что и «карман».
Покрой у женских лакомников был одинаков. Их шили из двух кусков ткани: снаружи — яркий декоративной, изнутри — темный холст. Вверху на внутренней стороне мастерицы пришивали три поперечные полоски тесьмы, через которые и продевался пояс. Пояс с лакомником носился чуть выше талии. Обеспеченные щеголихи праздничные лакомники украшали богатой вышивкой, бисером и дорогими кружевами. В Суздальском хранилище есть сарафаны с прорезью для карманов, обработанной обтачкой.
Иногда лакомники служили еще и оберегами. В этом случае они украшались специальными защитными вышивками, имеющими сакральный смысл. На дне такого кармана прятался личный оберег — человека. К некоторым и вовсе привешивался заячий хвост или перо птицы на счастье и удачу... Вероятно, отсюда и пошло выражение «гостинец от зайчика».
В Поволжье для невест существовал такой обычай: к своей свадьбе они шили и украшали сразу несколько лакомников. Такими вещицами девушка одаривала женщин из семьи жениха. По аккуратности и красоте изделия будущая родня судила о хозяйственных способностях невестки. По отделке можно было судить о предназначении кармана и имущественном положении владелицы.
Лакомники были повседневные и праздничные. Праздничные лакомники изготавливали из ярких дорогих тканей и украшали вышивкой, лентами, бисером, кружевом.
В будние дни лакомник становился обычным карманом. В нём лежали необходимые мелкие вещи: гребень, зеркальце, платочек. В отличии от современных карманов, вшитых в одежду, они были гораздо удобнее: если внутренняя часть кармашка пачкалась (а сладости в те времена редко заворачивались в обертки), то лакомник просто снимали с пояса и стирали.
Остатки самобытного прошлого живут в сердцах жителей финно-угорских краев.
Карман, прикрепленный к женской русской одежде, имел родственников и за рубежом. «Иллюстрированная Энциклопедия моды» изданная в Праге в 1989 г, дает такую справку: «Сумочка антипод мужских карманов. В средние века мелкие предметы и деньги укладывались в карманы на поясе или в кожаные мешочки, прикрепленные к поясу. Начиная с эпохи рококо и вплоть до 19 века женщины носили богато украшенные, вышитые вызаные или плетеные сумочки - кисеты( помпадур, редикюль).»
Наши предки обладали богатой творческой фантазией, любую даже самую утилитарную вещь они делали не только удобной, но и красивой. Современная мода, конечно, изменилась, но дизайнеры и художники по костюмам всё чаще обращаются к истокам. Ведь новое - это хорошо забытое старое.
Вот такие многофункциональные вещи носили наши предки! Возможно и вы и встречали в прабабушкиных сундуках лакомники или гашник.