Готовясь к нападению на СССР, немцы по «старой доброй» традиции решили провести широкомасштабные разведывательные мероприятия, тем более что современные инструменты для этого у них имелись. Одним из главных действующих лиц должны были стать самолеты-разведчики так называемой группы разведки главнокомандующего Люфтваффе (Aufklärungsgruppe des Oberbefehlshabers der Luftwaffe), или просто «Das Kommando Rowehl», по фамилии оберст-лейтенанта Теодора Ровеля, который бы создателем и бессменным командир этой части.
Разведывательная авиация и воздухоплавательные подразделения оказали огромное влияние на ход боевых действий Первой мировой войны, как в плане разведки позиций противника, так и корректировки огня артиллерии. Однако после ее окончания потерпевшая поражения Германия лишилась возможности иметь собственные ВВС и строить боевые самолеты. Бывшие летчики пытались найти себя в мирной жизни, а немецкие авиастроительные фирмы или перенесли свои производства в сопредельные страны, или перешли на выпуск гражданских самолетов. Конечно же, некоторые попытки сохранить свой боевой потенциал немцы предпринимали. В частности, некоторое количество немецких курсантов прошло обучение в совместном авиационном центре на территории СССР в городе Липецк, однако это было каплей в море.
В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Германия перешла к более активным шагам по восстановлению военного потенциала своих вооруженных сил. Страна на тот момент была окружена потенциальными врагами практически со всех сторон: на востоке Польша, на западе Франция, на юге Чехословакия. В этих условиях нацистское военно-политическое руководство остро нуждалось в актуальной разведывательной информации, но инструментов для её получения фактически не имело. В условиях, когда собственно немецкие ВВС находились еще на первом этапе строительства, о полноценной разведывательной авиации можно было только мечтать. А пока «Имперское министерство авиации» (Reichsluftfahrtministerium — RLM) и «Управление иностранной информации и обороны» (Amt Auslandnachrichten und Abwehr) Рейхсвера или просто Абверу можно было рассчитывать только на чудо, ждать которого долго не пришлось.
Чудо звали Теодор Ровель. Это был весьма примечательный персонаж, судя по последующим событиям, настоящий охотник за приключениями, этакая смесь: Лоуренса Аравийского, Джеймса Бонда и Индианы Джонса.
Родился будущий ас нацистской авиаразведки 9 февраля 1894 года. В 1914 году двадцатилетний Теодор поступил на службу в германский флот, а в марте 1916-го переведён в морскую авиацию, получил офицерский чин лейтенанта, и уже с октября в должности лётчика-наблюдателя летал в торпедоносной эскадрилье I морского авиадивизиона. Более года Ровель участвовал в боевых действиях, в том числе в торпедных атаках на британские корабли, пока в ноябре 1917-го не попал в аварию в ходе тренировочного полета, и, получив ранение, сначала продолжил службу в частях обеспечения, а затем стал инструктором авиашколы лётчиков-наблюдателей. После войны опытный летчик-наблюдатель смог устроиться на работу практически по своей профессии, а именно аэрофотосъемщиком в компании Ганза-Люфтбильд (Hansa-Luftbild GmbH).
Коммерсанты на службе режима
Компания, в которой оказался 29-летний ветеран морской авиации Теодор Ровель, была не просто какой-то среднестатистической конторкой, возникшей на обломках некогда могучей германской авиации. Еще в 1923 году отдел аэрофотосъемки авиакомпании Deutsche Luft-Reederei выделился в самостоятельную контору под названием «Аэро Ллойд Люфтбильд-Гезельшафт» (Aero Lloyd Luftbild-Gesellschaft). В 1926 году в результате слияния нескольких авиакомпаний, в том числе и Ллойда, появилась знаменитая «Дойче-Люфтганза» (Deutsche Lufthansa), ну а «Аэро Лойд Люфтбильд-Гезельшафт», после переименования в «Ганза-Люфтбильд» стала дочерней компанией «Люфтганзы», специализирующейся на коммерческой аэрофотосъемке - самой крупной на тот момент подобной компании в Германии. Однако наиболее интересны тут не перипетии с переименованиями компании, а тот факт, что исполнительным директором «Люфтганзы» с 1928 года трудился не кто иной, как будущий генерал-фельдмаршал Люфтваффе Эрхард Мильх, уже в начале 1933 года ставший заместителем министра авиации. Причем в фирмах-предшественницах он трудился аж с 1921 года, в том числе и в Ллойде.
Уже 1 января 1934 года компании «Ганса-Люфтбильд» в интересах государственной безопасности были подчинены фактически все крупные аэрофотосъемочные структуры и коммерческие фирмы, созданные после Первой мировой войны, в том числе Аэрографический институт во Вроцлаве, «Фотогранометрия Мюнхен» (Photogrametrie GmbH Munich) и «Бильдфлюг Лейпциг». Компания получила полную лицензию на создание и использование аэрофотоснимков в пределах и за пределами территории Рейха.
Следующим шагом на пути создания «всевидящего ока» Абвера стал закон о реорганизации геодезической системы от 3 июля 1934 года, в соответствии с которым при обработке заказов «в первую очередь следует учитывать требования защиты рейха». Иными словами, устанавливающий приоритет военных заказов над остальными.
Фактически с помощью компании «Ганза-Люфтбильд» Люфтваффе получили широкий доступ к одним из лучших в мире автоматическим аэрофотокамерам, разработанным компанией «Цейс АГ» (Carl-Zeiss Jena). Первоначально это были камеры Rb 20-30-50-75/18 (где 20-30-50-75 – фокусное расстояние, а 18 размер фото). А в конце 1937 года им на смену пришли более совершенные Rb 20-30-50-75-100-150/30. Также, были отработаны методика полетов на аэрофотосъемку, в том числе высотную, обработка и дешифрирования фото и так далее. Компания «Ганза-Люфтбильд» выполняла работу в интересах германских разведывательных структур вплоть до 1945 года.