ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ДНЯ В ИСТОРИИ (ч.1): ПЯТНИЦА: ВРЕМЯ СКОРБИ
ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ДНЯ В ИСТОРИИ (ч.2): СУББОТА: ВРЕМЯ ОТЧАЯНИЯ
ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ ДНЯ В ИСТОРИИ (ч.3): НАЧАЛО ВОСКРЕСЕНЬЯ: ВРЕМЯ НЕВЕРИЯ
БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЕ ДРУЗЬЯ
В субботу женщины “оставались в покое по заповеди” (Лк. 23:56). Для последователей Христа в целом это был горестный день, проведенный в плаче и рыданиях (Мк. 16:10) за закрытыми дверями “из опасения перед иудеями” (Ин. 20:19). Их надежды были “погребены вместе с телом Иисуса в гробнице Иосифа”. Горе их было двойным. Они скорбели по поводу трагического отвержения и смерти их лучшего друга, которого они по-настоящему любили. Но хуже всего было то, что случившееся сбило их с толку, и от этого их вера почти исчезла. Как и предсказывал Христос, они были, словно овцы без пастуха (Мф. 26:31; Мк. 14:27).
ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ВРАГИ
Если ученики Иисуса и провели субботу в бездействии, то этого не скажешь о Его врагах. “На другой день, который следует за пятницей, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату” (Мф. 27:62). Эта встреча, вероятно, состоялась сразу после захода солнца, в начале субботы. Вряд ли бы члены совета позволили оставить гробницу Иисуса без охраны хотя бы на одну ночь.
Иудейские руководители сказали Пилату: “Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну»” (Мф. 27:63). Их слова примечательны. Иисус открыто говорил Своим ученикам, что воскреснет из мертвых (Мф. 16:21; 17:22, 23; Лк. 18:31-33), но Его слова так и остались для них загадкой (Мк. 9:9, 10). А вот всему народу (включая Его врагов) о Своем воскресении Он говорил в завуалированной форме (Мф. 12:39, 40; 16:4; Ин. 2:19-21; 10:17, 18), но до иудейских руководителей все дошло лучше не надо! Пусть они не поверили словам Иисуса, но они поняли хотя бы то, что Он учил, что “после трех дней воскреснет”.
Поэтому они обратились к правителю с просьбой: “Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых»; и будет последний обман хуже первого” (Мф. 27:64). Обратите внимание, что слова “после трех дней” иудейские руководители понимали как “до третьего дня”. Если бы они думали, что Иисус пробудет в могиле три полных дня, они бы сказали “до четвертого дня”. Поскольку члены совета без долгих раздумий пускались на обман, когда это было нужно (Мф. 26:59), то они предположили, что ученики Иисуса сделают то же самое, как только им представится такая возможность. (Многие из нас допускают, что у других такие же мысли и чувства, как и у нас самих).
Пилат ответил: “Имеете стражу” (Мф. 27:65). Некоторые полагают, что правитель имел в виду: “У вас же есть храмовая стража, вот ее и используйте”. Однако дальнейшие события говорят о том, что Пилат согласился помочь им и выделил римскую стражу. После этого он сказал: “Пойдите, охраняйте, как знаете” (Мф. 27:65).
Священники “пошли, и поставили у гроба стражу” (Мф. 27:66). Они сделали все, что только могли придумать. Во-первых, они убедились, что тело Иисуса действительно находилось в гробнице, — на этот счет у них уже не было сомнений. Затем они привалили камень на место и приложили к нему печать (Мф. 27:66). Это мог быть воск или глина, которой обмазали края камня, а может, и веревка, натянутая через камень и прикрепленная с двух сторон к скале. Целью печати было не дать никому незаметно войти в гробницу; ее нарушение каралось смертью. И, наконец, римская стража расположилась вокруг гробницы (Мф. 27:66). Начальники могли уйти, довольные, что через три дня смогут всем предъявить тело Иисуса и нанести окончательный удар тому, что они считали докучливым, но кратковременным христовым движением.