Найти в Дзене
ziderapost

Покупатель обязан сам и за свой счет вернуть товар в интернет-магазина

Потребитель обеспечивает возврат товара, приобретенного дистанционно.

Верховный суд Российской Федерации 19 октября 2022 года утвердил новый обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей. В этом документе суд разъяснил ряд важных вопросов, связанных с правами и обязанностями потребителей и продавцов при дистанционной продаже товаров.

Одним из таких вопросов стало возвращение товара надлежащего качества, который потребитель купил дистанционно, то есть посредством интернет-магазина, телефона, каталога или иного способа, не предполагающего непосредственного знакомства потребителя с товаром. Верховный суд подчеркнул, что в этом случае потребитель обязан обеспечить передачу товара обратно продавцу за свой счет и риск.

Это разъяснение связано с тем, что закон не устанавливает специальных правил о порядке и условиях возврата товара надлежащего качества, приобретенного дистанционно. Поэтому к таким отношениям применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о расторжении договора купли-продажи и возврате товара.

Согласно статье 500 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договор купли-продажи расторгается по основаниям, не зависящим от вины сторон, то каждая из сторон обязана вернуть другой все полученное по договору. При этом статья 458 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что покупатель обязан принять товар и оплатить его цену.

Таким образом, если потребитель расторгает договор купли-продажи товара надлежащего качества, приобретенного дистанционно, то он должен вернуть товар продавцу и получить обратно уплаченную за него денежную сумму. При этом потребитель сам должен обеспечить доставку товара продавцу любым доступным способом (курьером, почтой и т.д.) и нести все расходы и риски, связанные с этим.

Обязанность вернуть деньги возникает у продавца только после того, как он получил товар от потребителя и проверил, что товар сохранил товарный вид и потребительские свойства. Если продавец не вернул деньги за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционно, в течение десяти дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования, то потребитель вправе обратиться в суд с иском о взыскании с продавца неустойки в размере одного процента от стоимости товара за каждый день просрочки.

Верховный суд привел пример из своей практики, когда потребитель купил дистанционно мобильный телефон у продавца, который являлся оператором связи. После получения товара потребитель обнаружил, что телефон не соответствует его ожиданиям и решил расторгнуть договор купли-продажи. Он обратился к продавцу с заявлением о возврате товара и денежных средств и отправил телефон по почте.

Однако продавец не вернул потребителю деньги за телефон в течение десяти дней, а лишь через два месяца после получения письменного требования от потребителя. Потребитель обратился в суд с иском к продавцу о взыскании неустойки за просрочку возврата денежных средств.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали потребителю в удовлетворении иска, сославшись на то, что законом не предусмотрена ответственность продавца в виде неустойки за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционным способом. Суды также указали, что потребитель не представил подтверждения того, что он отправил товар продавцу.

Однако Верховный суд отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение. Верховный суд указал, что ответственность продавца за нарушение сроков возврата денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционно, следует определять по общим правилам Гражданского кодекса Российской Федерации о неустойке. Верховный суд также признал, что потребитель представил достаточные доказательства того, что он отправил товар продавцу по почте.

Таким образом, Верховный суд подтвердил право потребителя на своевременный возврат денежных средств за товар надлежащего качества, приобретенный дистанционно. Это право является одним из основных прав потребителя, закрепленных в статье 9 Закона о защите прав потребителей. Нарушение этого права влечет за собой ответственность продавца перед потребителем и дает ему право на защиту своих интересов в судебном порядке.