Итак феноменология и мой на нее взгляд. Пока училась на 2ой ступени, нам говорили, что терапевт может работать двумя методами с клиентом в гештальт-подходе: это «на границе контакта» и, собственно, используя «феноменологию».
И, наверное, долгое время я думала, что это какой-то «не самый лучший» метод. Причем, это было именно от непонимания в чем именно он заключался. Но т.к. вторым был «на границе контакта» и предполагал доступ к чувствам и восстановление тем самым внутренней целостности у клиента, то он и смотрелся как более «выигрышный» и, что уж там, крутой)).
Со временем я начала понимать, что феноменология — это нечто большее, чем просто задавание вопросов про клиента, любопытство к нему и обращение внимание на некоторую нелогичность в том, как звучит речь, а так же в том, что выражает мимика не сильно подходит под то, что описывает сейчас клиент. Например классика: стиснутые зубы и фраза «я не злюсь, злиться вообще плохо, а я хорошая».
Обратила внимание, что с разными терапевтами у одного и того же клиента могут разворачиваться совершенно разные сессии и все они могут быть полезными и продвигающими. Вопрос скорее в том, на какого человека, на какой стиль больше откликается клиент. И наоборот. На одно и то же событие может быть разная реакция у разных людей. Дождь может нравиться и успокаивать, а может угнетать. Да что там, у одного и того же человека в разное время может быть разная реакция на одно и то же событие.
Таким образом феноменология – это как раз поиск и замечание феномена человека, поиск его смыслов, того, чем для него будет являться то или иное событие.
Основателем феноменологии можно считать Эдмунд Гуссерля, который, как мне кажется, проявил любопытство ко внутреннему миру человека, а не к «правильности» и нашел в себе смелость это привнести в контекст философии эту идею. Думаю это было особенно смело в начале прошлого века, когда особенно обострялись тенденции борьбы за единую правду, Гуссерль предположил, что «правд» может быть много и у каждого своя, т.к. у каждого есть свой неповторимый опыт бытия.
Тогда когда сама психология строилась во многом на основе интроспекции (наблюдение внутреннего опыта человека) и многократного его экспериментального повторения, дабы закрепить и развить сравнительно молодую науку Психологию (если считать официальной датой возникновения психологии как науки 1879 г.), Гуссерль предложил вернуться «назад к самим вещам», а не догматизировать/пастулировать и не усложнять то, что мы знаем о каких либо явлениях и вещах.
Такой подход, да и, собственно, сам метод феноменологии был обращен к замечанию и наблюдению определенных феноменов характерных не для масс, а для конкретного человека. Что именно при упоминании этого события или наблюдения за явлением именно у этого человека будет проявляться желание отстраниться, у другого нахмуриться, у третьего заинтересоваться и т.д.
Так я в своей работе могу наблюдать, что у клиента повышается или понижается интонация, появляется желание теребить что-то в руках, наклонять голову, замирать, затаивать дыхание и т.д. В такие моменты я могу предполагать, что в сессии мы касаемся эмоционально затрагивающих клиента моментов. Это дает мне возможность привлекать внимание к тем темам, где такие поведенческие особенности проявляются.
Так как в основном мы в основном действуем на уровне рефлексов и автоматизма, а в зону осознавания приходит в основном то, на что мы направляем свое внимание усилием воли, то важным становится заметить то, что в обычном, фоновом, режиме может быть пропущено. Гуссерль предполагал, что все переживания потенциально имеют равную значимость предлагая принцип «горизонтализации» и «интуирования» (острого замечания феноменов клиента). Отсюда в своей работе в контакте с клиентом я буду стараться обращать внимание на те проявления, которые происходят как бы сами собой. Это означает, что я буду наблюдать не за тем, что говорит клиент, а скорее за тем как он это делает.
По сути, феноменология заканчивается наблюдением и не озвучиваемым описанием клиента, а дальше вступают в силу другие техники (интервенция, эксперимент и т.д.). Но, чтобы наблюдение состоялось Гуссерль предложил ряд техник, позволяющих осуществлять саму работу в феноменологическом методе.
Феноменологическая редукция – или вынесение себя за скобки. Предполагается, что мой личностный опыт, суждения не должны накладывать отпечаток на мое восприятие клиента и его проявлений. Речь о максимальной нейтральности и незашоренности во время контакта с клиентом. Такое становится возможным при применении принципа эпохЕ, предполагающем мое воздержание от вынесения преждевременных суждений. Скажу честно, мне это непросто в силу того, что я очень любила строить гипотезы во время клиентских рассказов и даже считала это своим крутым навыком. Сместить фокус внимания удалось не сразу, но мое восприятие клиента в сессии обогатилось после попыток следования этому принципу.
Описание. Чем точнее будут схвачены и описаны феномены, тем потенциально точнее удастся прикоснуться к переживаниям клиента в дальнейшем.
Уравнивание – как уже писала выше, все что происходит потенциально имеет равную силу, а значит стоит давать пространство и не приуменьшать значимость отдельных элементов контакта. Так давая место порой незначительным на первый взгляд проявлениям клиента, например, замечая, как меняется дыхание при затрагивании определенной темы, клиент получает возможность заметить их вслед за терапевтом. Эта замеченность, произошедшая, в момент готовности клиента к изменениям дает возможность прожить сложные переживания в контакте и с поддержкой терапевта. Остаться не одному там, где, возможно, ранее чувства были не разделены. Таким образом чувства, телесные переживания и понимание могут обрести единство, что поспособствует завершению диссоциации и обретению целостности у клиента.
Благодарю вас за прочтение моих размышлений и опыта открытия и знакомства с феноменологией. По сути вы сейчас наблюдали мою феноменологию Феноменологии – мой смысл мира (его части) в моем сознании.
- Атаманчукова А.В. Жарлагон Л.О.//Феноменологический метод исследования. Сайт www.hse.ru;
- Гаспарян Диана Эдиковна. «Феноменология Гуссерля и интенциональность». Сайт www.youtube.com, канал «Все о философии и для философии»;
- Гуссерль Эдмунд. Идеи феноменологии. / М. Гуманитарная академия. 2018 г. 320 стр.;
- Гуссерль Эдмунд. Логические исследования. / Редактор: Громов Роман. Академический проект, 2011 г. Серия: Философские технологии. 256 стр.;
- Калитеевская Елена, Супервизия практики. // Гештальт 2017, Сборник материалов Общества практикующих психологов "Гештальт-подход". М., 2017. С. 6-23.;
- Коноров Федор, Андреева Евгения. «Что такое феноменология?». Сайт www.youtube.com, канал «Федор Коноров»;
- Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. М. Азбука, 2009. 396 с.
- Молчанов Виктор. Феноменология Эдмунда Гуссерля. Сайт www.youtube.com, канал «Sinus»;
- Моховиков Александр. «Феноменология и гештальт-терапия». // Сайт https://gestaltobzor.wordpress.com;
Автор: Самохвалова Светлана Сергеевна
Психолог, Магистр Гештальт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru