Люди, страдающие потерей слуха и не пользующиеся слуховым аппаратом, могут иметь более высокий риск развития деменции, говорится в исследовании, опубликованном в журнале The Lancet. Деменция и потеря слуха являются распространенными расстройствами среди пожилых людей. Согласно данным исследования Lancet Commission on dementia prevention, intervention, and care, опубликованным в 2020 году, потеря слуха может быть связана примерно с 8% случаев деменции в мире, поэтому решение данной проблемы является важным.
"Нами собраны доказательства того, что потеря слуха может быть наиболее влиятельным модифицируемым фактором риска развития деменции в среднем возрасте, однако эффективность использования слуховых аппаратов для снижения таких рисков в реальном мире остается неясной. Наше исследование предоставляет доказательства того, что слуховые аппараты могут быть минимально инвазивным, экономически эффективным методом лечения для смягчения потенциального влияния потери слуха на деменцию", - говорит автор исследования профессор Донгшан Чжу из китайского университета Шаньдун.
Исследователи изучили данные 437 704 человек. Информация о наличии потери слуха и использовании слуховых аппаратов собиралась с помощью самоотчетных анкет, а диагнозы деменции определялись на основании больничных карт и данных регистра смертей. Средний возраст участников исследования при наборе составил 56 лет, а средняя продолжительность наблюдения - 12 лет. Около трех четвертей участников не имели потери слуха, а оставшаяся четверть имела некоторую степень потери слуха. Среди тех, у кого была потеря слуха, 11,7% пользовались слуховыми аппаратами.
Результаты исследования показали, что по сравнению с участниками с нормальным слухом у людей с потерей слуха, не пользующихся слуховыми аппаратами, риск развития деменции был на 42% выше, в то время как у людей с потерей слуха, пользующихся слуховыми аппаратами, этот риск не был повышен. Это примерно соответствует 1,7% риску развития деменции у людей с потерей слуха, не использующих слуховые аппараты, по сравнению с 1,2% среди людей без потери слуха или с потерей слуха, но использующих слуховые аппараты.
"Почти четыре пятых людей, страдающих потерей слуха, не пользуются слуховыми аппаратами. Потеря слуха может начаться уже в 40 лет, и есть данные, что постепенное снижение когнитивных способностей до постановки диагноза деменции может продолжаться 20-25 лет. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости раннего внедрения слуховых аппаратов, когда человек толко начинает испытывать ухудшение слуха", - говорит Донгшан Чжу.
Исследователи также проанализировали, как другие факторы, включая одиночество, социальную изоляцию и депрессивные симптомы, могут повлиять на связь между потерей слуха и деменцией. Анализ исследования показал, что менее 8% можно устранить путем улучшения психосоциальных проблем. По мнению авторов, это указывает на то, что связь между использованием слуховых аппаратов и защитой от развития деменции, скорее всего, обусловлена прямым воздействием слуховых аппаратов, а не исследованными косвенными причинами.
"Основные пути, которые могут связывать использование слуховых аппаратов и снижение риска деменции, неясны. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы установить причинно-следственную связь и наличие основных путей", - говорит автор исследования доктор Фань Цзян из Шаньдунского университета.
Авторы признали некоторые ограничения исследования, в том числе то, что самоотчеты подвержены риску предвзятости, и то, что, связь между потерей слуха и деменцией может быть обусловлена обратной причинно-следственной связью через нейродегенерацию или другие общие механизмы. Кроме того, хотя многие сопутствующие факторы были учтены, могут существовать и неизмеренные факторы, например, те, кто пользовался слуховыми аппаратами, потенциально также больше заботились о своем здоровье, чем те, кто не пользовался.
Наконец, очень мало участников родились глухими или потеряли слух до овладения разговорным языком, что могло ограничить обобщаемость полученных результатов для других людей с ограниченным слухом, использующих язык жестов.