Постановление Совмина СССР № 40 от 17 января 1969 г. "О неотложных мерах по защите берегов Черного моря от разрушения и рациональному использованию территорий курортов Черноморского побережья" установлено, что размещение на Черноморском побережье объектов всех видов, подлежащих строительству, должно осуществляться в строгом соответствии с проектами районной планировки и генеральными планами строительства курортов. Проекты крупных курортных комплексов подлежали утверждению Советами Министров союзных республик.
Таким образом, по состоянию на 1969 г. был взят курс на более строгое регулирование вопросов строительства в курортных районах.
Совет Министров СССР 28 августа 1970 года принимает Постановление № 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха".
Указанным постановлением установлено деление курортов на общесоюзные, республиканские и местные. Согласно приложению к постановлению к курортам общесоюзного значения отнесены курорты на Черноморском побережье Краснодарского края.
Из интересного в постановлении:
- генпланы курортов общесоюзного значения утверждаются не местными органами власти, а на республиканском (в отношении Сочи - РСФСР) уровне по согласованию с союзными органами власти;
- запрещено строительство новых и расширение действующих промпредприятий и других объектов, не связанных с санаторно-курортным и жилищным строительством;
- на Совет министров РСФСР возложена обязанность провести инвентаризацию земельных участков курорта.
Судами активно указанное постановление не применяется. Однако, изредка суды ссылаются на Постановление № 723, указывая что "города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи в составе курортов на Черноморском побережье Краснодарского края отнесены к курортам общесоюзного значения" (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-11078/2018 от 14.02.2019 по делу № А32-3101/2018).
Отметим, что во исполнение Постановления № 723 и в развитие его положений несколько позже Совмином РСФСР разработано и принято Постановление № 602 от 14.10.1970 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха в РСФСР".
Постановление Совмина РСФСР принципиально новых моментов по сравнению с Постановлением Совмина СССР № 723 не имело, в связи с чем полагаем, что смысла заострять на нём внимание нет.
Постановлением Совета Министров СССР № 654 от 05.09.1973 г. утверждено Положение о курортах.
Указанное постановление "пришло на замену" Постановлению Совнаркома СССР № 500 от 10.04.1940 г. Ранее во 2 части рассказывал об этом постановлении (ссылка: https://dzen.ru/media/yurtrep/istoriia-rejima-gornosanitarnyh-zon-sochi-chast-2-640b2b5fc7e3736a2336b099).
Действовало указанное Постановление 1973 г. вплоть до 01.01.2021 г., когда в результате работы "регуляторной гильотины" оно было отменено Постановлением Правительства РФ № 80 от 03.02.2020.
Что можно сказать о Постановлении 1973 г.? Поддерживается и продвигается курс по особому контролю над строительством в пределах границ курорта. Описаны три округа санитарной охраны курорта, их режим. Установление границ округов санитарной охраны курортов и определение их режима производится по курортам общесоюзного значения - Совмином СССР.
В судебной практике указанное постановление 73-го активно применяется, но не в качестве "основного" нормативного документа, на котором бы строилась вся правовая позиция (в отличие, например, от Приказа Минздрава РСФСР № 297 от 21.10.1969 г. (о нём здесь - https://dzen.ru/media/yurtrep/istoriia-gornosanitarnyh-zon-sochi-chast-3-granicy-po-prikazu-minzdrava-rsfsr-1969-goda-64146853893b5d065707dd7f).
Пример: "Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями Сочинского горисполкома от 06.04.1977 № 142 и от 02.09.1987 № 455, который при принятии указанных актов руководствовался постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 № 654 "Об утверждении положения о курортах", а также приказом Министра здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 № 297 "Об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта" (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-7935/2016 от 02.12.2016 по делу № А32-42543/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-1307/2018 от 22.03.2018 по делу № А32-28992/2017).
Пожалуй основной вывод важный для практики применения постановления 73-го года сделал Верховный Суд РФ.
Верховный суд отмечал в Апелляционном определении № АПЛ18-98 от 12.04.2018, что после издания постановления Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. № 654 приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 21 октября 1969 г. № 297 силу не утратил, поскольку из содержания постановления утвердившего Положение о курортах, не следует, что ранее утвержденные границы округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи подлежат отмене.
Всё, всё, расходимся, границы зоны санитарной охраны Сочи применяем как и раньше, по приказу 69-го года!
Что? В 77-ом были утверждены новые границы охранных зон?
Действительно 6 апреля 1977 г. исполкомом Сочинского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение № 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны".
Указанным решением исполкомом в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. № 654 установил границы округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта, а также режим, действующий в охранных зонах.
Нам не совсем понятно место указанного решения Сочинского исполкома в системе актов, регулирующих охрану курорта Сочи.
Почему? Как указано в самом решении оно принято в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. № 654. Однако, указанным постановлением указано в п. 13 на то, что установление границ округов санитарной охраны курортов и определение их режима производится в отношении курорта общесоюзного значения (коим и является Сочи) - Советом Министров СССР.
Есть исключение. Оно предусмотрено п. 14 постановления 1973 г. Заключается оно в том, что в случае, если изыскания в отношении курорта не проведены, то можно устанавливать временные округа санитарной охраны.
НО! Временные округа устанавливаются министерством здравоохранения РСФСР совместно с Центральным советом по управлению курортами профсоюзов (применительно к Сочи). Временные округа лишь согласуются с исполкомами Советов народных депутатов.
Кроме того, полагаем, что положения п. 14 постановления 1973 г., по сути, указывают на срок действия временных округов - 2 года.
Учитывая, изложенное, не совсем ясно и понятно какую юридическую силу имеет решение Сочинского исполкома 1977 г.
Кроме того, 02.09.1987 г. Сочинским исполкомом принято решение № 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
Текст указанного решения остался для нас загадкой. Но судя из названия каким-то органом или организацией был подготовлен проект границ охраны курорта и Сочинским исполкомом указанный проект был согласован.
Но опять же постоянные границы округа и режим утверждается Советом Министров СССР.
Возможно, учитывая неясную юридическую силу решений Сочинского исполкома, судебная практика довольно сухо описывает их действие.
Например.
Раз: "Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 4766-1 от 12.04.1993 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 337 от 12.04.1993 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи". Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Границы округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского побережья Краснодарского края от г. Анапы до г. Сочи первоначально утверждены Приказом Министерства здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297. В последующем границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи утверждены решениями Сочинского исполнительного комитета № 142 от 06.04.1977 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", № 455 от 02.09.1987 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи" (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-4569/2021 от 22.06.2021 по делу № А32-7501/2020).
Два: "Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями Сочинского горисполкома № 142 от 06.04.1977 и № 455 от 02.09.1987, который при принятии указанных актов руководствовался постановлением Совета Министров СССР № 654 от 05.09.1973 "Об утверждении положения о курортах", а также приказом Министра здравоохранения РСФСР № 297 от 21.10.1969 "Об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта".
Решение Сочинского горисполкома № 142 от 06.04.1977, в любом случае, не может противоречить нормам Постановления Правительства Российской Федерации № 1425 от 07.12.1996" (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-7935/2016 от 02.12.2016 по делу № А32-42543/2015 (оставлено без изменения Верховным Судом РФ).
Три (интереснее предыдущих): "Границы зон санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета № 142 от 06.04.1977 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением № 455 от 02.09.1987 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи". Поскольку до настоящего времени постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, не принято, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями" (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда № 15АП-18213/2018 от 06.12.2018 по делу № А32-46131/2017).
Стоит отметить, что порой назначается судебная экспертиза по вопросу определения нахождения того или иного участка в границах первой или второй горно-санитарной зоны. При этом соответствие устанавливается не только по приказу Минздрава 1969 г., но и по решениям Сочинского горисполкома (см. дело № А32-37010/2018).
Таким образом, учитывая вышеприведённые судебные акты, как правило, границы охранных зон Сочинского курорта определяются исходя из положений приказа Минздрава № 297 от 1969 г.
В подтверждение вывод АС Северо-Кавказского округа по делу № А32-28992/2017, изложенный в постановлении от 22.03.2018 "Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями Сочинского горисполкома № 142 от 06.04.1977 и № 455 от 02.09.1987 N , который при принятии указанных актов руководствовался постановлением Совета Министров СССР № 654 от 05.09.1973 "Об утверждении положения о курортах", а также приказом Министра здравоохранения РСФСР № 297 от 21.10.1969 Из содержания указанных нормативных правовых актов не следует, что ранее утвержденные границы округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта подлежали отмене".
Но всё же остаётся интересным разнятся ли описания границ охранных зон курорта Сочи в приказе 1969 г. и решениях Сочинского горисполкома?
Ну, и забыли об одном интересном событии. В 2007 г. Городское Собрание Сочи отменило решение Сочинского исполкома № 142 от 1977 г.
Но не тут то было!
"Суждение суда апелляционной инстанции о том, что Городское Собрание Сочи является правопреемником представительных органов местного самоуправления Сочи, существовавших в советский период деятельности государства, ничем не подтверждено. Решение горисполкома № 142 от 06.04.1977 действует до настоящего времени и не могло быть отменено Сочинским Городским Собранием" (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № Ф08-7935/2016 от 02.12.2016 по делу № А32-42543/2015).
Исполнительный комитет Сочинского городского Совета трудящихся являлся органом государственной власти, на отмену актов которого Сочинское Городское собрание как представительный орган местного самоуправления действующим законодательством не уполномочено.
Из регулирования горно-санитарных зон Сочинского курорта остался не освещённым только современный период с 1996 г. Постараемся описать его немного позднее.
Как Вы думаете как следует применять решения Сочинского исполкома 1977 и 1987 годов? Или вообще не применять? Какое их место в регулировании границ и режима охранных зон курорта?
Если кто знает, напишите. Интересно! Если практика есть - класс! Поделитесь, пожалуйста!