Фабула
ИП Давыдова обратилась в Суд по интеллектуальным правам с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку «ДЖИНСА», который был зарегистрирован в отношении товаров 2-го класса "краски, красители, красители для ткани, красители для одежды, красители для кожи" и 3-го класса "красители для белья" Международной классификации товаров и услуг. Доводы возражения сводились к тому, что обозначение "ДЖИНСА" вошло во всеобщее употребление для обозначения определенного вида и фактуры материала. В обоснование своих доводов ИП Давыдова представила заключение специалиста о проведении лингвистического исследования.
Вердикт
Оставляя возражения ИП Давыдовой без удовлетворения Суд по интеллектуальным правам указал, что для признания обозначения общеупотребимым оно должно потерять свою различительную способность для потребителей товара/услуги, его производителей или специалистов в данной конкретной области. Общеупотребимость обозначения только в кругу производителей или специалистов является недостаточной. При этом, как отметил Суд, заявителем не представлено материалов, свидетельствующих о длительном и независимом использовании обозначения "ДЖИНСА" различными лицами для названия определенного вида товара, в результате чего данный элемент вошел во всеобщее употребление. Представленное в материалы дела заключение лингвиста содержит исключительно лингвистический анализ слова "ДЖИНСА" и не содержит сведений о его фактическом использовании.
Суд также сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 № 2606/04, согласно которому именно заинтересованному лицу необходимо доказать факт вхождения спорного обозначения во всеобщее употребление.
Указанная позиция в последствии была поддержана президиумом Суда по интеллектуальным правам.
А теперь простыми словами
Признание обозначения общеупотребимым может быть основанием для прекращения защиты товарного знака, поскольку он лишается различительной способности, то есть не позволяет четко идентифицировать производителя на рынке.
Для того, чтобы доказать общеуботребимость обозначения необходимо привести обоснование того, что такое обозначение прочно входит в обиход широких кругов потребителей, специалистов соответствующих отраслей производства, представителей торговых кругов. Должно быть очевидно доказано возникновение в сознании устойчивой ассоциации (1) между товаром / услугой (их признаками, свойствами, качествами) и (2) между тем обозначением, которое используется в качестве его названия (наименования).
Кроме того, обязанность доказать общеупотребимость обозначения лежит на лице, которое оспаривает охрану товарного знака.
Судебные акты
- Решение Суда по интеллектуальным правам от 21.10.2022 по делу N СИП-431/2022
- Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 13 января 2023 г. N С01-2363/2022 по делу N СИП-431/2022
- Решение Суда по интеллектуальным правам от 05.10.2022 по делу N СИП-473/2022
- Решение Суда по интеллектуальным правам от 15.11.2019 по делу N СИП-510/2019
Как и кто должен доказать общеупотребимость обозначения, составляющего товарный знак?
14 апреля 202314 апр 2023
8
2 мин