Я благодарна Стивену Кингу уже хотя бы за то, что теперь у меня есть четкий и лаконичный ответ на вопрос «Кто твой любимый писатель?»
Мне не нужно закатывать глаза и начинать рассуждения на тему «Ну, это зависит от жанра, моего настроения и так далее». Нет. Теперь я просто и от всей души могу ответить:
«Это Стивен Кинг».
Поэтому не удивительно, что бродя между книжными полками и выискивая почитать чего-нибудь для души и ума, я сразу схватилась за скромную обложку с названием «Как писать книги» за авторством Стивена Кинга.
Второе, за что я скажу ему «спасибо» (приготовьтесь, в этой статье будет много благодарностей в адрес писателя), это легкий непоучительный характер его языка. Как будто со мной говорит не мастодонт литературы, а просто друг. И он по-дружески, с юмором, делится своим взглядом на писательство без занудных наставлений и излишних самолюбований.
В книге нет четкого линейного сюжета, поэтому кратко пересказать о чем она, мне будет сложно. Пожалуй, я одолжу фразу самого автора:
«Она о том, как я пришел к своему ремеслу, что я теперь о нем знаю и как это делается»
А еще у нее есть одна особенность. Это увесистая глава, которая содержит автобиографические заметки. Если вернуться к цитате выше, то они как раз соответствуют фразе «...как я пришел к своему ремеслу...».
Эти заметки ценны тем, что Кинг не просто делает их, чтобы пробудить наше любопытство и возбудить интерес к книге историями из личной жизни. Это слишком дешевый трюк для мастера его уровня. Он показывает, какие события его жизни, воспоминания, даже, казалось бы, неприметные моменты привели его к писательству. Как они повлияли на его будущие книги, сюжеты и стиль.
Например, я уверена, что те страшные бессилие и боль, которые испытывали подвергавшиеся медицинским опытам дети из романа «Институт», Кинг писал из состояния мальчика семи лет, которому «добрый» доктор вводил иглу в барабанную перепонку, чтобы выпустить гной, и с улыбкой говорил:
«Лежи спокойно, Стиви, это не больно».
Такими историями полна первая глава. И я благодарна Кингу за это повествование и подсвечивание того, как наш опыт, переживания, эмоции и окружение могут влиять на наше будущее. Я не просто читала их как захватывающие рассказы, я училась фильтровать свой опыт и находить в нем то, что достойно быть написанным и рассказанным.
Следующие две главы как раз посвящены писательству. Одна называется «Что такое писательство», а другая — «Как писать книги».
В них есть инструменты и подсказки, которые сам Стивен считает полезными и важными, чтобы история случилась, была правдивой и увлекательной. Из самого главного, что мне запомнилось и кажется действительно критичным в деле текстов:
1. Писать и переписывать.
«Спасибо, капитан Очевидность», — скажете вы и будете правы. Этой прописной истиной полны все копирайтерские книги, курсы и обучающие программы. Но, что поделать: повторение — мать учения. И раз уж это говорит САМ ВЕЛИКИЙ СТИВЕН КИНГ, то к этому следует прислушаться.
Стивен рассказывает, как он сформировал привычку писать, и делится своими методами редактуры . И даже показывает одну из своих рукописей с редакторскими заметками:
2. Дисциплина
Второй очевидный факт. Но интересно, что Стивен в это слово вкладывает не только обязанность писать каждый день, но и потребность переключаться, давать мозгу отдохнуть и перегрузиться. И это ответственность любого писателя — найти время не только для работы, но и для регулярного качественного отдыха, когда мозг занят другими вещами.
И это как раз то, что я сейчас собираюсь сделать — занять себя другой вещью. Отвлечься от потока благодарностей в адрес книги и переключиться на «ложку дегтя».
Какие есть минусы у книги:
1. Пожалуй название. Оно не совсем корректное, а точнее – слишком размытое. Его по-разному можно понять.
Фраза «Как писать книги» у меня рождает ожидание, что в тексте будет какая-то понятная инструкция с практическими советами по выбору жанра, структуры, сюжета, главных героев и так далее. То есть после прочтения такой книги, мы, наверное, должны смочь сесть и написать свою. Но это не так.
2. Отсутствие четкой структуры в полезной части книги.
Я имею в виду, что вы не найдете в ней а-ля чек-листов, понятных лаконичных списков вроде «Топ-3 метода написать заголовок». Вам нужно самим прочитать, подумать и выбрать для себя ту пользу, которую заходите применить к своим текстам.
Но знаете что? Я даже рада, что докапываться нужно самой. Я люблю такое. Я считаю, что так полезный материал лучше усваивается и становится более личным. Другими словами — превращается в прожитый опыт.
А еще признаюсь, что эта книга о текстах — первая в своем жанре, которую я дочитала до конца. У меня лежат на полке несколько копирайтерских книг, но я почитываю их урывками, когда возникает какой-то конкретный запрос. А эту я прочла на одном дыхании.
После неё копирайтером вы, конечно, не станете. Лучше выбрать что-то более приближенное к профессии, а еще лучше – пройти обучение с обратной связью.
В следующий раз сделаю выжимку полезных советов, которые я забрала себе в копилку для работы с текстами. Но в любом случае рекомендую книжку к прочтению хотя бы потому, что Стивен Кинг – мой любимый писатель.
А как у вас обстоят дела с книгами? Есть любимые книги или авторы?