Это фильм с удивительно сложной судьбой. Были периоды, когда он считался отличным и любимым, а потом попадал в опалу. Раньше был солнечным символом, а потом – одиозным. Стало модным ругать его и приводить в пример как самую большую ложь сталинского кино. Невыносимую лакировку действительности. Но периодически отдельные эпизоды вспоминали с нежной ностальгией. А уж песни и вовсе никогда не забывали. Многие считают их народными, и это – лучшее подтверждение блистательного таланта Исаака Дунаевского. Который внёс немалый вклад в популярность фильма «Кубанские казаки».
Здравствуйте!
«Кубанские казаки» вышли на экраны в 1950 году. А уже в 1956 в них бросил первый камень Никита Сергеевич Хрущёв. С тех пор на картину приклеили ярлык: лакировка действительности.
А в последние десятилетия ещё стало модным обсуждать режиссёра – Ивана Пырьева. Из него сделали кого-то вроде Харви Ванштейна. И «Кубанские казаки» стали символом тотального лицемерия.
Основная претензия: в фильме всё неправда
Удивительно, что обычно зрители понимают всё про условности кино. Что на экране показывают красивую картинку, которая не всегда совпадает с реальностью. Но именно к "Кубанским казакам" почему-то предъявляют претензии и обвиняют в отсутствии правды жизни.
Хотя здесь жанр соответствующий - условно-декоративный. Называется «музыкальная комедия», но фактически это водевиль. Заслуженный жанр с богатой историей. От которого никто не ожидает достоверности.
Такие сюжеты в русской литературе девятнадцатого века водятся в изобилии.
Какой-нибудь мелкопоместный самодур желает выдать замуж сироту-племянницу за того жениха, которого считает подходящим. А девушка, как водится, присмотрела себе совсем другого. Старшее поколение гневается, молодёжь тоскует. А потом является богатый столичный дядюшка и решает всё к общему удовольствию.
Режиссёр Иван Пырьев и сценарист Николай Погодин заменили уездных помещиков на председателей колхоза, бесправных воспитанников – на молодых передовиков производства, а столичного дядюшку – на партийного руководителя.
И в этом не было никакой лакировки. Ведь мы же не сомневаемся, что бравый Гордей Гордеевич Ворон – председатель кубанского колхоза.
И лучистая Галина Ермолаевна Пересветова – настоящая казачка. Что, разве мало на Кубани красивых характерных женщин?
Только молодёжь теперь совсем другая. Это не бессловесные воспитанники, что не смеют прекословить старшим. А труженики-орденоносцы. Они не только спорят со старшими, но способны решительно настоять на своём.
Что интересно: молодёжь в фильме вообще показана более решительной. Встретились, переглянулись, познакомились – и сразу жениться. А чего ждать? Дети военных лет, они ценят каждую счастливую минуту.
А вот старшее поколение всё присматривается, всё раздумывает. Тоже понятно: сомневаются, что в их возрасте стоит начинать мечтать и надеяться. И тогда на помощь приходят старшие товарищи, мудрые руководители. И все счастливы. По законам водевиля.
Главное, в чём упрекали фильм: так не бывает. Не живут так колхозники в деревне. Нет такого изобилия на ярмарках.
И люди не такие красивые, не такие улыбчивые. Не бывает в деревнях таких радостных людей. Не должны люди петь и радоваться, когда трудятся. То, что показывают в «Кубанских казаках» - это вымышленный социалистический рай.
Я, конечно, не могу по этому поводу ничего сказать. Я в деревне бывала только проездом.
Но есть люди, которые занимаются сельским хозяйством с радостью. И гордятся своими успехами. Есть на дзене канал, который так и называется: «Рай в деревне своими руками». Его хозяйка с любовью ведёт хозяйство вместе с любимым супругом, сына растит. И сама при этом – красотка. Как в кино.
А значит, бывает так в жизни: чтобы и солнце, и любовь, и песни, и труд от души, и отдых насыщенный.