Позднее кино Спилберга пропитано менторством, не настолько безапелляционным и беспросветным, как у Михалкова, но всё же.
Поскольку есть с чем сравнивать, то можно сказать, что создатель «Инопланетянина» не просто постарел, а превратился в ворчливого старпёра, готового морализаторствовать по два с половиной часа подряд. При этом стоит, конечно, признать, что у него даже ворчание получается гораздо качественнее, чем у кого бы ни было другого.
Самая главная черта Стивена Спилберга, которая выделяет его среди всех современных кинотворцов – он очень светлый и добрый режиссёр, который всегда выступает за гуманизм в высшем его проявлении, без относительно того, к кому он проявляется. Для него гуманность важна как таковая, а не как предмет, который можно выгодно использовать. Спилбергу нет надобности «насаждать» добро, унавоживая души зрителя чернухой окружающей действительности, как делают практически все современные «идейные гуманисты» в кино. Даже самые страшные его картины можно смотреть с детьми, при всём том, что он поднимает не менее важные и острые вопросы, чем любители социального трэша. К сожалению, таким бережным отношением к зрителю «страдает» ныне очень малое количество режиссёров.
В фильме «Шпионский мост» Спилберг посягнул на самое святое и неприкосновенное для любого общества – образ врага. Более того, он позволил себе надругаться над табу американского демократического кинематографа, и превратил врага из Империи Зла в человека, достойного уважения. Речь идёт о Рудольфе Ивановиче Абеле. Советский разведчик, враг американского народа №1, казни которого хотела вся страна, нет, конечно, не он является главным героем картины (настолько антиамериканский фильм Спилберг не мог бы снять), но очень значимый персонаж. Главный же герой фильма – Джеймс Донован, специализирующийся на страховых делах юрист, ставший сначала адвокатом дьявола Абеля, а затем переговорщиком во время подготовки обмена.
Картина интересная, и актёры, и режиссёр поработали хорошо. Но это, несмотря на название, не шпионская история. Это рассказ о том, как «страховой агент с Советами торговался», никакой романтики, сплошной прагматизм, расцвеченный в выгодном свете высокими моральными качествами героя Хэнкса (никто другой не смог бы так гармонично сыграть эту роль, ведь только Тому можно поверить, что он так бескорыстен, честен и упрям в своей доброте).
Интересный момент: герой, на контрасте с которым вся Америка кажется кровожадной испуганной истеричкой, в исступлении готовой казнить пойманного шпиона (в этом солидарны и политики, и простые люди, и судьи, и полицейские), оказывается победителем. Это не меняет ничего в глобальном значении – ни страну, ни Донована, но Спилберг зато может показать большой кукиш всему политическому дискурсу своей страны и остаться при этом самым патриотичным американцем.
Эпизод в ванной мне понравился больше всего за раскрытие темы истерии по поводу атомной бомбёжки. Удивительно, но на меня она навевает ностальгические воспоминания о детстве. Нет, в моём детстве не было подобных переживаний, но были книги американских фантастов, которые они писали как раз в ту эпоху, а я читал их уже в 90-х. Романы «Свободное владение Фарнхема» Роберта Хайнлайна, «Город на краю времени» Эдмонда Гамильтона, рассказ «Фостер, ты мёртв!» Филипа Дика — это неотъемлемая часть моего детства.
Другие мои отзывы на фильмы:
«Ад» Анри-Жоржа Клузо / L'enfer d'Henri-Georges Clouzot (2009)
3 Дня на убийство / 3 Days to Kill (2014)
12 Обезьян / Twelve Monkeys (2015-2018)
Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)
Бакстер, Вера Бакстер / Baxter, Vera Baxter (1977)
Барбарелла / Barbarella (1968)
Верно, безумно, глубоко / Truly Madly Deeply (1990)
Водная жизнь / The Life Aquatic with Steve Zissou (2004)
Волк с Уолл-стрит / The Wolf of Wall Street (2013)
Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive (2013)
Где-то / Somewhere (2010)
Голова в облаках / Head in the Clouds (2003)
Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать / Frank Miller's Sin City: A Dame to Kill For (2014)
Грань будущего / Edge of Tomorrow (2014)
Десятая жертва / La decima vittima (1965)
Зелёный сойлент / Soylent Green (1973)
Истории роботов / Robot Stories (2003)
Исчезнувшая / Gone Girl (2014)
Красота по-американски / American Beauty (1999)
Кто хочет убить Джесси? / Kdo chce zabt Jessii? (1966)
Легонг: Танец девственниц / Legong: Dance of the Virgins (1935)
Мечтатели / The Dreamers (2003)
Музыка / La musica (1966)
Парень и его пёс / A Boy and His Dog (1974)
Сафо / Sappho (2008)
Счастливые дни (1991)
Трудно быть Богом (2013)
Хрусталев, машину! (2004)