Павел и Рита сидели на набережной и мечтали, как поступят в институт, выучатся, купят квартиру...
- Иномарку куплю, самую крутую. И всё у нас обязательно получится, - сказал Павел и кинул камень в воду.
- Отдыхать будем на море или заграницей, - добавила весело Рита, глядя, как гаснут круги на воде от брошенного Павлом камня. - Да, но сначала нужно поступить в институт. А учиться ужас как надоело, - грустно добавила она.
- Поступим. – Павел обнял за плечи Риту и прижал к себе.
Им казалось, что до них никто так не любил друг друга, и ничто никогда не разлучит их.
- Пойдём домой, мама, наверное, волнуется. И холодно. - Рита поднялась со скамейки и охнула от боли.
Новые туфли натёрли ноги. Она сняла их и пошла босиком по прохладным плитам набережной.
- Пойдём завтра в кино? Отличный фильм идёт... – предложил Павел.
Они шли, беззаботно болтая ни о чём и обо всём.
- До завтра, - сказала Рита у своего дома, приподнялась на цыпочки, чмокнула Павла в щёку и быстро побежала к подъезду.
- Так я куплю билеты в кино? – крикнул он ей вслед.
Рита не ответила, лишь улыбнулась у двери.
Город ещё спал, но короткая июньская ночь уже закончилась, рассвет гасил звёзды на небе. Наступал первый день взрослой жизни бывших выпускников.
Павел тихо вошёл в квартиру, стараясь не разбудить маму, разделся и тут же уснул сном счастливого, уверенного в завтрашнем дне, человека. После обеда он уже стоял под окнами Риты. Она выглянула в окно, и вскоре выбежала из подъезда.
- Я билеты взял, - Павел помахал перед Ритой билетиками в кино.
- Извини, Паш, я не могу. Приехала мамина сестра. Она вышла замуж и уезжает в Германию жить. Нам оставила квартиру в Москве. И мы должны завтра поехать с ней, чтобы она всё показала… Я в Москву уезжаю.
- А когда ты вернёшься? – спросил Павел, ещё не понимая до конца, что говорит Рита.
- Не знаю. Поступать я буду там.
-А я? А мы?.. Мы же мечтали с тобой вместе… - Павел не верил своим ушам.
- Паш, такой шанс выпадает один раз в жизни. Потом, я же не на Луну уезжаю, ты сможешь ко мне приезжать. А давай ты тоже будешь поступать в московский институт? – Глаза Риты загорелись. – Слушай, правда, поедем со мной?
- И где я там буду жить? А твои родители что скажут? У меня нет тёти богатой, которая оставила мне квартиру, и денег у меня нет. Как я матери скажу? Она одна…
- Да что-нибудь придумаем… - беззаботно сказала Рита.
- Когда ты уезжаешь? – упавшим голосом спросил Павел.
- Завтра утром. Нужно ещё вещи собрать. Всё так неожиданно… Паш, меня не оставят здесь родители, даже пытаться бесполезно. Если ты любишь меня, ты найдёшь способ быть вместе.
- А если ты меня любишь… - Павел не окончил фразу, махнул рукой, развернулся и быстро пошёл прочь.
Рита кричала ему вслед, но он не оглянулся. То и дело срывался на бег. Только когда Рита осталась далеко позади и не могла его видеть, он поплёлся, еле волоча ноги. На душе не кошки скреблись, а выла волчья стая. «Рита уедет, у неё появятся новые друзья, забудет меня… А кто я такой? Простой парень из провинции...» - думал Павел, растравляя себе душу.
- Ну и ладно, и уезжай. Проживу. Я добьюсь всего… Ты ещё пожалеешь… - бубнил он себе под нос всю дорогу.
А дома упал на кровать в своей комнате, уткнулся в стену и так пролежал два дня. Мама даже хотела «скорую» вызвать, думала, заболел.
- Ты бы начал готовиться к экзаменам, Павел. Если будешь лежать, то не поступишь, заберут в армию. Вот тогда твоя Рита точно к тебе не вернётся, будет считать тебя неудачником.
И слова матери привели его в чувство. Он заставлял себя сидеть над учебниками, а видел перед собой Риту. В перерывах качался на турнике во дворе, пытаясь загнать себя так, чтобы сил думать о ней не осталось. Он решил добиться всего, о чём мечтали совсем недавно вместе. Вот тогда приедет к ней в Москву, и… Но сначала нужно поступить в институт.
И он поступил, к большой радости мамы. Каждый день ждал от Риты писем. Написал бы сам, но адреса не знал. Запоздало ругал себя, что обиделся как ребёнок, валялся в соплях, не проводил Риту, не спросил адреса… Он бы хоть сейчас проехал к ней, но разве найдёшь её в многомиллионном городе? И соседи ничем не могли помочь, адреса им не оставили.
Все студенческие годы Павел жил надеждой, что однажды Рита приедет или напишет. На последнем курсе приходили представители разных крупных предприятий и приглашали на работу будущих молодых специалистов. И Павел подал заявку на работу в недавно открывшийся новый завод в Подмосковье. Всё-таки будет ближе к Рите, а может, даже встретит её.
Мама одобрила, отпустила. Через полгода ему дали квартиру. А ещё через год он женился на смешливой и кареглазой Любе, работавшей в бухгалтерии. У них родилась дочка Маргарита.
- Мне не нравится это имя. Какое-то несовременное. – Надула губы Люба.
- Самое что ни на есть современное. Классика всегда в моде. Марго. Звучит?! – настаивал на своём Павел.
Через десять лет Павел поднялся до заместителя директора. У него появился большой красиво обставленный дом, дорогая иномарка. Мама помогла деньгами, продав свою квартиру. Переехала к Павлу и присматривала за внучкой.
Павел часто ездил в зарубежные командировки заключать договора с поставщиками и партнёрами. Сам выучил английский язык. Из простого провинциального парня он превратился в уверенного и успешного руководителя. Он побывал в Китае, Италии, Германии…
Однажды ему приснилась Рита. Она стояла на набережной, а позади неё торопливо несла свои воды река, как в тот день после выпускного. «А мы так и не сходили с тобой в кино», - сказала она грустно.
Чем дальше в прошлое уходил образ Риты, тем меньше он о ней думал. Если и вспоминал, то словно перелистывал страницы фотоальбома, быстро и без подробностей. А после того сна словно проснулся, стал часто думать о ней. Где она? Что с ней? Замуж вышла, наверное. Вот об этом думать запрещал себе. И снова захотелось её увидеть, похвастать своими успехами, которых добился не с ней.
Однажды в перерыве набрал в поисковике одной из социальных сетей имя Риты, указав место жительства Москву. Сотни Рит смотрели на него с фотографий, но своей Риты Павел не нашёл. И только когда в строку поиска ввёл их родной город, увидел её.
Павел жадно впился в снимки на странице. Узнавал и не узнавал её на фоне шикарного дома с бассейном. Вот она играет с ротвейлером на ровно постриженной лужайке перед домом. А вот идёт за руку с мальчиком лет пяти…
О себе она писал скупо: живёт в Германии, замужем, воспитывает сына… Название города и не выговорить. Он вспомнил её слова про счастливый шанс. Что ж, она добилась даже большего, чем мечтала. У него тоже жизнь удалась на славу. Но сердце почему-то затопила тоска.
Павел написал Рите короткое сообщение, что случайно увидел её страницу, рад, что у неё всё отлично… Рита не ответила. И только тут Павел обратил внимание, что последний раз она заходила на свою страницу два года назад.
Он долго думал, что могло случиться с Ритой. И однажды догадка окатила его горячей волной - она завела страницу с одной целью, чтобы он нашёл её. Потому и указала их родной город. Вот тупица, не догадался об этом сам. Она искала его! И от этой мысли вдруг стало на душе радостно.
Воспоминания о Рите не давали Павлу покоя. Он позвонил своему бывшему однокласснику, работавшему в полиции, и попросил найти адрес родителей Риты.
- В Москве? Ты прикалываешься? – ответил тот.
- Пожалуйста, помоги. Не пропали же они бесследно?
- А может они с ней в Германии живут давно? Ладно, я попробую, что для друга не сделаешь.
И через несколько дней бывший одноклассник перезвонил.
- Они через два года после отъезда в Москву продали квартиру, в документах остались данные паспорта отца. Записывай…
Последнее время Павел часто сидел за компьютером. И Люба заподозрила неладное. Когда Павла не было дома, она взяла его ноутбук и нашла сохранённую ссылку на страницу Риты.
Когда Павел пришёл домой, Люба прямо спросила его, как давно он ей изменяет.
- Да ты что? Как ты могла подумать такое? – взвился от праведного гнева Павел.
- А кто это? – Рита ткнула пальцем в фотографию Риты.
- Просто бывшая одноклассница. Случайно нашёл в соцсети, - оправдывался Павел.
Совесть его была чиста, но всё же, он чувствовал себя пойманным с поличным.
- Просто… – эхом отозвалась Люба. – Мама говорила, что у тебя в школе была любовь. Ты до сих пор болеешь ею? Поэтому ты назвал дочь Маргаритой?
Ты все эти годы старался для неё: купил дом, хоть и без бассейна, машину, заработал должность приличную. Теперь ты успешный мужчина, а не простой мальчик из провинции. Ты хотел, чтобы она узнала, каким ты стал, и пожалела, что бросила тебя, - Люба говорила спокойно, но Павел видел, как дрожат её пальцы, как срывается голос.
Она умная и чуткая, всё про него поняла. И Павлу стало стыдно. А Люба тем временем продолжала.
- Только нельзя вернуть прошлое. Ты ищешь ту Риту, школьницу, в которую был влюблён. А она выросла, изменилась, у неё своя жизнь, семья, которую она вряд ли захочет менять и терять ради тебя.
Знаешь, а я даже хотела бы, чтобы вы встретились. Прошлое не отпустит тебя, пока ты не встретишься с ним, не посмотришь на него другими глазами, глазами взрослого человека. Вот тогда убедишься, что вернуть ничего нельзя, тогда прошлое отпустит тебя, - Люба уже кричала, отчаянно сдерживая слёзы.
Павел постарался успокоить жену, сказал, что она права, и он действительно сначала делал всё для Риты, чтобы похвастаться своими успехами. Но теперь он любит Любу и старается для них с дочкой. Они – смысл его жизни.
Павел старался больше не думать о Рите. Но адрес не давал покоя. Однажды всё же не выдержал и поехал в Москву. Мама Риты не узнала его. Он начал сбивчиво объяснять, кто он такой и зачем приехал.
- Мам, кто пришёл? – раздался знакомый голос из комнаты.
В прихожую вышла Рита, и Павел застыл, увидев её.
- Павел? – спросила Рита.
В голосе ей смешалась радость, удивление, растерянность и смущение.
Бледная, осунувшаяся, изменившаяся, но это, была всё та же Рита.
- Привет. Мы ведь так и не сходили с тобой в кино тогда, - сказал он первое, что пришло в голову, забыв заготовленные заранее фразы.
- В какое кино? – спросила Рита, но Павел понял, что она знает, о чём он говорит.
- Помнишь, мы собирались пойти в кино после выпускного? Я даже билеты купил, а ты не пошла. Вы собирались переезжать в Москву. Почему ты не писала? Я тогда обиделся, как дурак, не пришёл проводить… Я нашёл твою страницу в соцсети… Ты приехала навестить родителей? Значит, я случайно застал тебя?
Рита молча смотрела на Павла, теряясь всё больше от его вопросов.
Потом они пили чай на кухне. Рита рассказала, что давно развелась с мужем. Пыталась устроиться самостоятельно в Германии, но не получилось. Муж не только оставил её без денег, но и отобрал сына. Рита всхлипнула.
- Неважно. Я написала родителям, и они выслали мне денег на дорогу. Вот я здесь.
Павел смотрел на бледное, измождённое лицо Риты, на блёклые обои на стене кухни, потёртый паркет, старую мебель. Видел, что Рита понимает, о чём он думает, что ей неловко и стыдно.
- А помнишь, как после выпускного мы мечтали, что выучимся и поедем путешествовать... У меня получилось.
Рита прикусила губу.
- Интересная работа, жена, дочка, иномарка. Но я всё это отдал бы, чтобы вернуться на двадцать лет назад. Оказаться в тот день, когда ты не пошла со мной в кино.
- И чтобы ты сделал? – Рита вскинула на него влажные от слёз глаза.
- Не отпустил бы тебя. Хотя бы взял адрес и номер телефона. Рит, мы же любили друг друга…
- Только ничего уже не вернуть. – Рита встала из-за стола, подошла к Павлу сзади, прижалась к его спине и обхватила руками. – Прости меня. – Павел почувствовал, как её тело вздрагивает от сдерживаемых рыданий.
- Рит, не плачь. – Павел разомкнул её руки, встал из-за стола.
Они стояли напротив, очень близко друг к другу. Сейчас он обнимет её, и они больше никогда не расстанутся. Неправда, всё можно вернуть, начать сначала…
Но Павел не обнял Риту. Он испытывал жалость к ней, к себе, к их не сложившейся общей жизни. Но это была не любовь. Ему не нужно было приезжать сюда.
- Мне пора. Вот мой номер телефона. Если нужна будет помощь, звони.
Павел оглянулся у двери. Рита прислонилась плечом к дверному косяку, по щекам её катились слёзы. Он вышел из квартиры и прикрыл за собой дверь. Он не стал вызывать лифт, торопливо бросился вниз по лестнице.
- Павел!.. – крикнула сверху Рита, но звук его торопливых шагов заглушил её последние слова.
Ему казалось, что время там, в квартире, замерло на месте. А теперь оно стремительно начало навёрстывать упущенное, возвращая его в настоящее, где есть Люба и Марго, которые его ждут.
«Люба права. Я увидел Риту и смог отпустить прошлое. Зачем думать о том, что уже не вернуть? Надо жить дальше…», - думал Павел, торопясь домой, к своей жене и дочери.
«И всё меняется в один миг… Мы оставляем прошлое позади и на бешеной скорости несемся в наше будущее. Мы уезжаем как можно дальше… Но если мы цепляемся за прошлое - будущее может и не наступить... Для того, чтобы началось что-то новое, что-то должно закончиться»
Телесериал «Сплетница»
«Всегда нужно знать, когда заканчивается очередной этап твоей жизни. Замыкается круг, закрывается дверь, завершается глава - не важно, как ты это назовешь, важно оставить в прошлом то, что уже принадлежит прошлому…»
Коэльо Пауло