Компактная камера и малоформатная фотография – самые близкие понятия. Аппарат Оскара Барнака и его предшественники, снимавшие на 35-мм киноплёнку, были изначально необходимы для тестового определения чувствительности киноплёнки.
ОтрезАлся (в темноте) кусок от многометровой бобины, заряжались в кассету - и делались 3-4 серии по 3-4 кадра. Если кадр располагался поперёк 35мм перфорированной плёнки, то его размер был 18х24мм, но помещалось их на стандартные 1,65м вдвое больше, чем кадров продольных – 24х36. В дальнейшем эти тестовые камеры дооснастились видоискателями и прочим, превратившись в аппараты для уличной репортажной и стрит-съёмки.
Изначально компактная камера постоянного ношения была широко известна до 1 мировой войны. Kodak производил аппарат Vest Pocket (жилетный карман) серийно уже в 1915 году.
Он снимал на плёнку 127 формата с кадром 6х4,5см. Размер аппарата в сложенном состоянии был 121x63.5x25.4мм. Это размеры современного цифрового компактного аппарата.
Лучшие плёночные 35-мм компакты часто фотографировались для масштаба рядом со стандартной кассетой фотоплёнки.
Механический шкальный Rollei 35 – не стареющая классика с вдвигающимся в корпус объективом является одним из самых маленьких плёночных аппаратов. Чуть больше трёх катушек плёнки, поставленных рядом. Механика, только экспонометру от нужна батарейка. Оптика – уровня Leica.
Olympus XA – родоначальник огромного семейства: дальномерный, модульный и всесторонне продуманный. С отличным объективом F.Zuiko 35/2.8 и полуавтоматом диафрагмы – и ровно того же размера, что и Rollei 35.
Позже успех серии XA подхватил Olympus Mju-II – автофокусный автомат, один из самых стильных компактов, которым, как и Rollei 35, не стеснялись снимать самые значимые фотографы ХХ века.
Canon Canonet QL 17 GIII и Minolta Hi-Matic 7S ll – маленькие компакты с отличными объективами 1.7/40мм, до сих пор удивляют любителей плёнки великолепным качеством. Ремонтировать их научились...
К сожалению существует группа знаковых, но сегодня – лишь коллекционных Leica Minilux/Leica CM, Nikon 28Ti и 35Ti, Contax серии T – всё это дорогие автофокусные плёночные компакты с высокоуровневой оптикой, у которых при включении объектив выдвигается из корпуса. Главная беда – необходимость замены шлейфа управления, который перегибается при каждом включении/выключении камеры.
Minolta TC1 – 185 грамм титанового кайфа с объективом Minolta G-Rokkor 28/3.5. Минимальный размер (100×60×30мм), ручной и автофокус, приоритет диафрагмы и экспокоррекция, необычный центральный затвор…, но главное – ирисовой диафрагмы нет. Вместо неё – три вдвижные круглые апертуры. Потому форма блика в зоне бокё – идеальная.
Ricoh GR-1s/GR-21 – уникальные по качеству оптики аппараты, обратившиеся в нынешние цифровые Ricoh GR III/IIIx с полным сохранением удивительной компактности. В GR-21 был использован объектив 21/3.5 Aspherical, плёнка двигалась в миллиметре от плоскости задней линзы.
Наступило время цифровой аппаратуры и огромное количество цифромыльниц захлестнуло рынок. Конечно, единицы из них остались в памяти. Самыми тонкими были камеры, производные от весёлого хулиганства американской Oregon Scientific Autobrite, в размере кредитной карты и толщиной в 8мм.
Чуть толще – семейство Сasio Exilim EX Slim, с толщиной металлического корпуса в 11мм.
Потом появилась квадратная Minolta Dimage X с первым (!) перископным зум-объективом, толщина металлического корпуса – 20мм. Снимала хорошо.
Наконец, Sony выдала огромное количество плоских карманных компактов, даже – подводных, даже для Джеймса Бонда…
И всё это разнообразие смыл бум смартфонов...
Но каким бы ни был умным смартфон, объектив фотокамеры, даже если она маленькая, создаст много лучшее изображение. А поможет в этом – большого размера сенсор, как минимум – «дюймовый», 13.2x8.8мм. А лучше – больше, вплоть до 24х36.
После безвременного уничтожения сайта DPReview мы можем опираться на авторитетные мнения интернет-журнала Amateur Photographer и рент-компании Lensrentals: обе опубликовали собственные рейтинги компактов в этой весной.
Первые (Amateur Photographer) при выборе опирались на фотографии, сделанные этой аппаратурой и циркулирующие в Сети. Второй список основан на статистику выданной в аренду аппаратуры в течение последнего года. Иметь и снимать – две большие разницы.
Leica Q2 и Q2 Monochrom – лучшие компакты на сегодня: полный кадр, отличный сенсор, замечательный объектив (работающий за троих!). Выдающееся качество за выдающиеся деньги. Ими не снимают для фотостоков, поэтому в списке Amateur Photographer их нет. В скорой перспективе мы увидим ещё более совершенный Leica Q3. На одном уровне с ними был только более крупный аппарат от Sony, не вовремя снятый с производства – Sony Cyber Shot RX1R mark II – аппарат для «эскизной съёмки» с оптикой от Zeiss.
Fujifilm X100 – удивительная цифровая ретро-камера, доказавшая, что классика не стареет. Сразу же стала применяться для стрит-фотографии, иногда достаточно скандально. Сенсор APS-С от Fujifilm и возможности аппаратной подстройки под характеристики изображения фотоплёнок Fujifilm создали новое направление в фототворчестве.
Sony Cyber Shot RX 100mVII– серия миниатюрных компактных камер именно карманного размера с «дюймовой» матрицей. Наиболее совершенна седьмая модель с объективом, эквивалентным 24-200/2,8-4.5 и «мозгами» от спортивной А9. Но до сих пор пользуется спросом пятая модель с объективом 24-70/1,8-2,8 – т.е. в кармане лежит профессиональный 24-70/2,8, к которому привыкли репортёры. И портреты он «рисует» лучше других.
Близко к качеству и уровню уважения к этим Sony подобрался Canon PowerShot G7 X Mark III с похожими параметрами.
Ricoh GR IIIx – продолжатель уникальной серии плёночных компактов Ricoh GR. APS-C-сенсор работает вместе с объективом 28мм (Ricoh GRIII) или 40мм (Ricoh GRIIIx). Если первый – пейзажный, то второй отлично себя показал в жанровой и уличной съёмке.
Olympus Tough TG-6 – один из самых выносливых современных аппаратов туристического направления, позволяет привезти фотографии оттуда, откуда привозят поломанные фотоаппараты обычно.
Sony Cyber-Shot RX10 IV и Nikon Coolpix P1000 Phoenix – не очень-то компактные и совсем не карманные))) - это специализированные ультразумы с уникальными возможностями, завоевавшие сердца фотографов дикой природы. Объектив ZEISS Vario-Sonnar T* 24–600/2,4–4 с дюймовым сенсором хорош и для фотоохоты, и для макро, и для пейзажной фотосъёмки, и для видео.
В Nikon-e работает небывалый 125-кратный объектив, эквивалентный 24–3000/2,8–8 – плюс 4-кратное цифровое увеличение до 12 000мм: это угол поля зрения телеобъектива, нет, скорее - телескопа в 0,15-0,13 градуса. Картинка в предельных настройках – не без проблем, но чем ещё можно получить подобное?
Panasonic Lumix LX100 II – очень интересный аппарат с матрицей формата м4/3, на базе которого даже Leica строит свой Leica D-Lux 7 (заменяют просветление и ПО обработки цвета). Возможности камеры в компактном металлическом корпусе очаровывают. Прочие камеры Panasonic в списке от Amateur Photographer – 2016/18 гг. разработки и не столь актуальны.
Sony создала видеоблоггерскую серию ZV, в которой на сегодня два аппарата с «дюймовым» сенсором (ZV-1 на базе Sony RX100 с объективом 24-70/1,8-2,8 и ZV-1f с более подходящим для блоггеров широкоугольным объективом 20/2), с APS-C сенсором (ZV-E10 со сменной оптикой Sony E) и с полным кадром (ZV-E1 со сменной оптикой Sony FE). Последние – уже не очень карманные, но функциональность аппаратуры со сменной оптикой выводит её на профессиональный уровень.
Современные цифровые компактные фотокамеры оснащены мощными сенсорами, неплохими объективами, стабилизацией, прочными корпусами и способны выполнить задачи профессиональной, но карманного формата, фотокамеры «на каждый день».
Компания «Яркий фотомаркет» готова предоставить Вам широкий выбор аппаратуры для решения любой задачи.
© Автор: Александр Бахтурин, "Яркий фотомаркет", 2023 г.