Итак, религия иранских народов чувашам все-таки чужда. Тенгрианство относится к тюркам, к прямым родственникам. Мифологические представления чувашей прекрасно соотносятся с представлениями других тюрков о мире. Образы и сюжеты чувашских мифов и легенд находят полные соответствия в духовной культуре тех или иных тюркских народов. Даже поверхностного взгляда порой бывает достаточно, чтобы заметить духовную и материальную близость чувашского и прочих тюркских этносов.
Нам известно, что до принятия ислама, тюркские народы называли своего верховного бога «Тенгри» и другими вариантами этого имени. Даже новая религия, кстати, не смогла заставить тюрков это название забыть. Татары называют его Танре, балкарцы Тейри, некоторым он известен как Тангра, другим как Тенгре и т.д.
Все бы ничего, но каким-то образом среди чувашей появилась идея о том, что тюркское «Тенгри» в чувашском имеет вид «Танкăр». Что, конечно, никак не может быть правдой. Во-первых, хотя бы потому, что чувашский язык не любит закрытые последние слоги. Это типа особенность чувашского языка, отличающая его от всех остальных тюрков. Во-вторых, слово «Танкăр» используется только как звукоподражание в паре с «тăнкăр», и никакого смыслового оттенка в себе не несут. Чисто звукоподражание, есть в чувашском языке и такая отдельная, особенная часть речи: слова-звукоподражания. Ну и в третьих, в чувашском языке уже есть фонетический вариант общетюркского «Тенгри» и мы все его знаем. Это, конечно же, Турă.
Есть в чувашской филологии понятие «фонетического закона». Он позволяет нам соотносить чувашские слова со словами других тюркских языков. Это система постоянных соответствий, которые вообще не меняются, потому что какой-то исходный звук, общий для наших предков, в силу разлучения развивался по-разному. Например, когда дело касается сравнения чувашского и татарского языков, есть несколько фонетических законов. Приведу для вас список этих взаимозаменяемых звуков. Как только его запомните, то 60% татарских текстов будете легко считывать. Это и в обратную сторону работает, кстати. Итак.
Ч –Т (чувашский и татарский)
р-з; - хуран/казан - котел;
л-ш; - алăк/ишек - дверь;
х-к; - хăçан/кайчан – когда;
а-и; - аллă/илле – 50;
у-а; - улма/алма – яблоко;
вă, вы-у; - вăрман, вырăн/урман, урын;
ы-а (не всегда); - пыл/бал;
п-б; - пыл/бал – мед;
к-г; - кăмпа/гомбэ - гриб;
т-з; - хатăр/хазэр - сейчас;
р-й; - ура/айак – нога;
ç-й; - çăвать/ява – идет (о дожде);
и так далее.
Что мы имеем-то в итоге? Да то, что «Турă» является таким же словом, как и «Танре» у татар. Ну и, конечно, фонетические законы тут тоже соблюдаются, как и положено. Поэтому тут ничего придумывать не надо. Имя главного бога в Тенгрианстве является именем верховного бога и в чувашской традиционной религии. К тому же, в чувашских верованиях четко прослеживается почитание неба (на него нельзя указывать пальцев и говорить всякие гадости, смотря на него).
Как будто бы все просто. Точно понятно, что мы не связаны с зороастризмом. С Тенгрианством уже более сильные связи, но прямой параллели, увы, нет. Название похожее. А функционал различный, представления различны. А это уже говорит о самостоятельности религии. Видимо, чуваши, все-таки, верили в свое. Это и логично, булгароязычные тюрки всегда были оторваны от остальных: как и по происхождению, так и географически.
А продолжение будет завтра. Если тебе понравилась статья, то ставь лайк, пиши коммент и подписывайся. Буду рад познакомиться с твоими размышлениями. С любовью, Элтияр!