Ранее мы публиковали первую часть этого рассказа от военнослужащего, попавшего в Чечню в 1995 году. Повторим для наших читателей — все наши рассказы (почти) являются записями наших солдат в дембельских альбомах и боевых листках времён афганской и чеченской войн. Итак, продолжаем рассказ.
Погрузили нас в «Урал»
Часть нашего сводного отряда запрыгнуло в два 131-ых ЗиЛа. В основном — то были ВВ-шники. Мы тогда ещё немного обрадовались. Нам сказали, «Уралы» на фугасах чувствуют себя куда лучше, чем Зилы. Задачей было — взять под контроль часть жилой застройки, сопутствующей транспортным артериям. Что значит «взять под контроль» мы понимали смутно. По сути, как буркнул злющий лейтенант автобата, надо взять несколько километров дорог на окраине города. Чтобы без приключений проезжать от Ханкалы до аэропорта. Разведка доложила, что там никого нет. Чеченцы Грозный давно покинули. Попадаются разрозненные группы по 3-4 человека, но организованной обороны нет. Но вот загвоздочка — доклад от разведчиков был позавчера. А за сутки там могло многое измениться. Успокаивало одно: штаб с генералами от нас был буквально в 500 метрах в Ханкале. Они, наверняка, знали о происходящем у них под боком в нескольких километрах.
Чтобы понимать масштаб «приключения», объясняю. Нужно проехать колонной из двух тентованных Зилов, «Урала», двух БТР и одной БМП по дорогам общей длинной примерно в 15 километров. По пути нужно досматривать подозрительные места при помощи сил личного состава и двух отделений сапёров. По-над дорогами — застройка и лесные массивы. Также имеется переправа через Сунжу. И там никого нет??? Никогда в это не поверил бы. Мы и не верили.
Стоит отметить, что километров 5-6 мы проехали без приключений. Пару раз спешивались, осматривали территорию, сапёры работали по обочинам. Но ничего особенного не обнаружили. Слева — одноэтажная застройка, справа — река, за ней — лес. Подошли к переправе, тоже ничего не обнаружили, переправились нормально.
Далее стало горячо. Буквально мы отошли от реки, как из леса послышался стрекот автомата. Передняя машина резко остановилась, и рванула с места. Это её спасло. Буквально в метре пролетел заряд от РПГ. Мы быстро десантировались из машины, и рассредоточились вокруг. Но прятаться куда? Мы в поле, напротив нас — лес. Зеленки ещё особо нет, и мы как на ладони. Полежали несколько минут, тишина. Капитан скомандовал двигаться перебежками в направлении леса.
И вот тут я услышал ту самую фразу и разницу в отношении ко всему этому. Рядом был какой-то парень из внутренних войск. Я говорю ему, мол, давай по очереди: ты кроешь, я бегу, и наоборот. Он сказал: «Беги сам. Я тут в командировке, оно мне не нужно, ж…й лишний раз рисковать». И я побежал. Добрались до опушки, осмотрели территорию. Обнаружили два маленьких одиночных окопа и свежие гильзы. Отметили место, и выдвинулись дальше.
Буквально за шоссе, уже в паре километрах от аэродрома опять нас обстреляли из частной застройки. Спешились, обошли пару кварталов, никого не обнаружили. Но одного раненного мы уже получили. Очередь прошла по тенту Зила, и боец поймал пулю в плечо. Кусок буквально оторвало от руки. Но впоследствии живым остался, залатали.
Прибыли в аэропорт. И только там я обнаружил, что у меня ужасно болит челюсть. Всё это время от напряжения я сам того не замечая, сжимал сильно зубы. Обнаружил только тогда, когда открыли тушняк, и принялись уминать с полусухими макаронами. Таким оказалось моё первое «приключение» в Чечне. Далее, как и обещали, нас в июле отправят в Аргунское ущелье и в район Хатуни, что недалеко от Ведено.