Почти уже завершил чтением книги Владимира – не Рудольфовича – Соловьева «Китай и Европа». Двойственное впечатление. Разумеется, философ писал о другом Китае, в 1889-м, когда его работа увидела свет, находившемся с одной стороны, под властью маньчжурской династии Цин, правившей Поднебесной с XVII века; с другой – в полуколониальной зависимости после двух, неудачных для нее, Опиумных войн. Впрочем, они стали своего рода стартом для возрождения Китая, показав лучшим и наиболее дальновидным его представителям степень технологической отсталости их Родины.
И понятно, что сейчас перед нами иной Китай. Но если вспомнить Юнга, то нельзя не признать консервативность того, что основоположник аналитической психологии назвал архетипом и коллективным бессознательным.
И я думаю, что по это определение подходит следующая цитата из книги: «Таким образом, истинный китаец ни в каком возрасте и положении не пользуется личною самостоятельностью и индивидуальным почином, никогда не может действовать от себя, – он только исполняет волю предков, он всегда и во всем зависит от своего родового прошлого. Этим прошлым по китайскому понятию всецело определяется и важнейшее событие человеческой жизни, самое условие ее будущности».
Не коллективный ли разум, выраженный, в числе прочего, в единой воле, вместо присущего западному человеку индивидуализма, направляет ведомую Си Цзиньпином Поднебесную на пути к прогрессу?
Игорь Ходаков
Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.