На протяжении многих десятилетий российские поезда почти не менялись. Каждый россиянин знает, что дальнее следование - это плацкартный вагон с носками, дошираком и курочкой, а для тех, кто готов раскошелиться - купе (возможно с тем же набором). Пригород - электричка с давкой в тамбуре, рассадой и остановками у каждого столба.
Но в последние 10 лет на железных дорогах России появился ряд новинок, приятно удивляющих пассажиров и повышающих привлекательность поезда как вида транспорта.
1. "Ласточки" и "Дневные экспрессы" дальнего следования
В начале 2010-х годов в России наладилось производство электровозов и пассажирских вагонов, способных эксплуатироваться со скоростью 160 км/ч. В это же время компания Siemens локализовала у нас производство "Ласточек" (первые поезда были импортные). Это (в сочетании с частичной реконструкцией путей на наиболее важных магистралях) сделало возможным массовую организацию дневных скоростных маршрутов дальнего следования.
Это нововведение было встречено пассажирами, без преувеличения, на ура. Ласточки и Дневные экспрессы быстро "убили" большую часть конкурирующих с ними автобусов и разгрузили дальние поезда. И это неудивительно: еще 11 лет назад из Москвы в Нижний Новгород нужно было ехать в поезде целую ночь (или лететь самолетом), теперь же между городами ходит по несколько Ласточек в день, а время поездки занимает чуть больше 3,5 часов (если брать время между центрами городов, это даже быстрее, чем самолет).
Аналогично раз в несколько часов можно уехать из Москвы в Ярославль, Брянск, Белгород, Смоленск, Орёл, Курск, Воронеж, Иваново, Кострому, из Санкт-Петербурга в Петрозаводск, Псков, Великий Новгород. Время в пути, за редким исключением, не превышает 4 часа. Ласточки добрались даже туда, где нет электрификации: на маршрутах Москва - Иваново и Санкт-Петербург - Псков часть пути они идут под тепловозом.
2. Комфортные электрички городского типа
Традиционные российские электрички совсем не привлекательны для регулярных деловых поездок. Парадоксально, но при этом большая часть их пассажиров - люди, ежедневно ездящие на работу или учебу, а не дачники и грибники, с которыми они ассоциируются. Неудобная посадка и высадка через тамбуры, узкие проходы, тесные лавки - все эти недостатки кочевали от модели к модели на протяжении 50 лет. Что ЭРка 70-х, что ЭДка 00-х... даже новый ЭП2Д концептуально не отличается от предшественников. Ещё в электричках грязно и встречается сомнительный контингент.
О том, что электрички могут быть другими, всерьез заговорили, когда в России появились Ласточки (да, и здесь без них не обошлось). Оказалось, что без тамбуров посадка и высадка пассажиров проходят намного быстрее, при этом не создается дискомфорт для находящихся в салоне (на выходах предусмотрены тепловые завесы). А если сидячие места сделать чуть шире и с запасом для ног, но сократить их количество, будет удобнее и сидячим и стоячим пассажирам. Ведь в час-пик стоячих пассажиров больше, чем сидячих, но в старой электричке стоять им кроме тамбура и узкого прохода негде. А во внепиковое время обычно занято меньше половины мест.
Позднее появилась Иволга, уже отечественной разработки. Сейчас Ласточками заменили почти весь парк на Ленинградском направлении мосузла, также их много на пригородных маршрутах из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сочи, Калининграда и некоторых других городов. Иволги ходят по Московским Центральным Диаметрам (их пока не так много, но постепенно ими будут продолжать замещать старый подвижной состав). И удивительно, но когда после старой электрички едешь в Ласточке и Иволге, складывается ощущение, что вокруг тебя совсем другие люди: в них не мусорят, не плюются, не кладут ноги на лавку. Но мы-то знаем, что сменились не пассажиры, а всего лишь поезд, и этого стало достаточно для иного отношения людей к транспорту.
3. Двухэтажные купейные вагоны
Изначально эти вагоны преподносились как замена плацкарту, однако потом они стали раскручиваться как самостоятельный сегмент перевозок, а плацкарту была придумана еще более крутая замена (о ней расскажу дальше). Что же в них такого прорывного, спросите вы, купе как купе, только места для багажа еще меньше?
Во-первых, благодаря тому, что в вагоне не 36, а 64 места, себестоимость перевозки одного пассажира ниже, чем в одноэтажном купейном вагоне. Это дает возможность установить доступные для пассажиров тарифы (в большинстве случаев, билет на 2-этажный поезд стоит совсем немногим дороже плацкарта, хотя есть исключения). Во-вторых, это решение проблемы дефицита провозной способности, которая остро встает на многих направлениях. Летом купить билет на поезд из Москвы на юг уже крайне проблематично, а новую нитку графика не впихнуть. В таких условиях двухэтажные поезда могут спасти ситуацию.
Новые отечественные двухэтажные вагоны оборудованы местами-трансформерами: полка с постельным бельем быстро превращается в диван со спинкой, в них есть кулеры с горячей и холодной водой и отсеки для негабаритного багажа (велосипедов, лыж и пр.) Многие скажут, что это можно сделать и в одноэтажном вагоне, и я с ними соглашусь. Но пока не делают... А двухэтажка, в том числе благодаря продуманности таких деталей, завоевывает популярность и уважение у пассажиров.
4. Туристические поезда
В последние годы на фоне быстрого развития внутреннего туризма стали появляться новые железнодорожные маршруты, ориентированные преимущественно или полностью на туристов. Эти маршруты можно разделить на 2 большие группы. Первая - это специализированные железнодорожные туры, или, как их называют, круизные поезда. Обычно такой тур представляет собой 2-7 дневную поездку по интересным туристическим местам, и, как правило, предусматривает ночевки в поезде (впрочем, если маршрут длинный, периодически путешественников заселяют в отели). В стоимость тура может быть включено питание и экскурсии.
Вторая группа маршрутов объединяет обычные поезда, назначенные для улучшения транспортной доступности отдельных туристических локаций. Но польза от них есть не только для туристов - эти поезда перевозят и обычных пассажиров. Самое крутое здесь, что под соусом мероприятий по развитию туризма в России появились удобные и комфортные поезда там, где их никогда не было и еще долго не было бы. Например, под Ржевом построили Мемориал Советскому Солдату и запустили к нему из Москвы Ласточку - и вот у жителей Ржева и соседних городов есть быстрый и удобный дневной поезд в Москву! А для развития туризма в западной Карелии туда запустили прямой поезд из Москвы и очень быструю Ласточку из Санкт-Петербурга - теперь жители Сортавалы и Лахденпохьи живут в 3,5 часах от северной и в одной ночи езды от южной столиц, а москвичи и петербуржцы на выходные ездят на Ладожские шхеры как к себе на дачу.
Отдельная тема - ретропоезда. Звучит пафосно, но реализуется просто: берут регулярный пригородный поезд, меняют в нем тепловоз на паровоз, и объявляют ретропоездом! Стоимость проезда при этом не меняется. Так появились ретросоциальные поезда Бологое - Осташков и Ярославль - Рыбинск. Никогда не думал, что назову паровоз инновацией XXI века, но, это работает и транспортные фанаты едут в глушь на обкатку) Впрочем, есть и сугубо туристические ретропоезда, например, Рускеальский экспресс с вагонами в интерьере XIX века.
5. Капсульные вагоны
Эту инновацию упоминаю авансом, т.к. на сеть капсульные вагоны еще не вышли, пока есть (или вот-вот должны появиться) только опытные образцы. Но важность такой разработки для России переоценить сложно. Капсульные вагоны - решение извечных проблем пассажиров плацкарта, жалующихся на неприятных попутчиков, храп и вонючие носки. Ведь если для тех, кто путешествует семьями или компаниями, есть купейные вагоны (в т.ч. двухэтажные), то те, кто едет в одиночку или вдвоем, сейчас отправляются в плацкарт, где старательно раздражают друг друга. Кому-то покажется, что если вагон "капсульный" - значит пассажиров засунут в тесные боксы, где ни встать и ни сесть. Но посмотрите на фото образца - там места побольше, чем на плацкартной полке. Просто компоновка продумана таким образом, что у каждого пассажира есть изолированная зона, скрытая от посторонних глаз и других частей тела. Поэтому лично я с нетерпением жду появления таких вагонов в наших поездах дальнего следования.
Вот, на мой взгляд, 5 основный нововведений, благодаря которым железнодорожный транспорт становится более удобным и привлекательным в нашей стране. А что бы вы хотели поменять в российских поездах?