Найти в Дзене

Булычев в «Фантастической весне»

Наш марафон/совместные чтения «Фантастическая весна» идёт полным ходом. Напомню, что с 10 по 23 апреля мы читаем Брэдбери и Булычева, ещё можно присоединиться. Подробнее писала тут. На почту организаторов марафона пришло письмо Романа Мельникова с отзывом на книгу «Последняя война» Кира Булычева. Предлагаю вашему вниманию отзыв Романа. Миры Булычева очень светлые и добрые, но в них есть место столкновению со злом и жестокостью, которые проявляют себя почти так же, как и в реальном, а не в воображаемом мире. В «Последней войне» доктор Владислав Павлыш, воплощающий и олицетворяющий лучшие качества советского человека - доброжелательность и любознательность, оказывается на планете Муна, пережившей разрушительную ядерную войну. Эта война стала следствием прихода к власти военных диктатур, делавших ставку на силовое решение любых проблем, подавление инакомыслия и создание для своих стран образа осажденной крепости. Попытки антивоенного движения противостоять милитаризации и остановить приб

Наш марафон/совместные чтения «Фантастическая весна» идёт полным ходом. Напомню, что с 10 по 23 апреля мы читаем Брэдбери и Булычева, ещё можно присоединиться. Подробнее писала тут.

На почту организаторов марафона пришло письмо Романа Мельникова с отзывом на книгу «Последняя война» Кира Булычева. Предлагаю вашему вниманию отзыв Романа.

Миры Булычева очень светлые и добрые, но в них есть место столкновению со злом и жестокостью, которые проявляют себя почти так же, как и в реальном, а не в воображаемом мире.

В «Последней войне» доктор Владислав Павлыш, воплощающий и олицетворяющий лучшие качества советского человека - доброжелательность и любознательность, оказывается на планете Муна, пережившей разрушительную ядерную войну.

Эта война стала следствием прихода к власти военных диктатур, делавших ставку на силовое решение любых проблем, подавление инакомыслия и создание для своих стран образа осажденной крепости. Попытки антивоенного движения противостоять милитаризации и остановить приближающуюся войну жестоко подавлялись – кого-то сжигали заживо, кого-то забрасывали камнями «благородные патриоты», приравнивающие особое мнение о недопустимости войны с ее чудовищными жертвами и разрушениями к предательству национальных интересов, а с кем-то, имевшим высокое патрицианское происхождение, обходились гораздо милостивее и отправляли в ссылку.

Личный успех и переход в более высокие касты, дающие доступ к привилегиям, на Муне был невозможен без активной поддержки войны, доносительства на инакомыслящих и абсолютного повиновения приказам правящих генералов. Естественно, все это закончилось ядерной катастрофой, уничтожившей все живое, за исключением крыс и немногочисленных генералов Лигона (одной из конфликтующих стран) и их приближенных, укрывшихся в хорошо защищенном подземном бункере.

Однако галактическое содружество, построенное на принципах разумного конструктивного сотрудничества, вскоре после ядерной войны на Муне обнаружило эту катастрофу и направило туда спасательную экспедицию землян и корон (разумных массивных жаб, существенно опережающих землян по уровню технологического развития). Ключевую роль в возрождении планеты должна была сыграть технология оживления мертвых организмов, недавно разработанная коронами, которая позволяла возродить некоторых местных жителей, если ткани их мертвых тел не были полностью разрушены.

-2

После оживления первых погибших мунийцев земляне и короны столкнулись с военной администрацией Лигона, совершающей периодические вылазки из бункера, которая, используя доброжелательность и наивность землян и корон и полное отсутствие у них опыта участия в военных конфликтах, предприняла попытку захватить высокотехнологичное оборудование корон и вынудить представителей галактического содружества покинуть Муну. 

-3

Из-за благоприятного стечения обстоятельств (которое, впрочем, стоило жизни одному из землян) планы военной администрации Лигона были сорваны. Но Муна была очень близка к повторному ядерному катаклизму, потому что для военного диктатора Лигона генерала Вапраса был приемлем только такой мир, в котором он доминирует, отказ от власти был для него неприемлем ни при каких условиях. Поскольку человеческая жизнь не обладала в глазах Вапраса какой-либо ценностью сама по себе и рассматривались им лишь с точки зрения ее полезности или бесполезности для укрепления и удержания его диктатуры, при приближении поражения он был готов применить все остающиеся у него ядерные боеголовки и не только уничтожить землян, корон и оживленных коронами мунийцев, но и окончательно сделать Муну мертвой планетой.

-4

«Последняя война» демонстрирует последствия противоречия между прогрессом в развитии технологий массового уничтожения и отсутствием социального и нравственного прогресса человечества. Это противоречие ставит цивилизации на грань гибели. В прошлом корон, которые развязали на своей планете биологическую войну, спасли добрые и мудрые инопланетяне, которые тогда находились на более высоком уровне развития, а короны, в свою очередь, отдали свой долг галактическому содружеству, возродив разрушенную ядерной войной цивилизацию Муны. Земляне фантастического мира Булычева каким-то чудом смогли избежать саморазрушения без внешней помощи, но Булычев не показывает, что сделало возможным это чудо.

Мы вряд ли можем рассчитывать на помощь добрых и мудрых корон, которые восстановят нашу цивилизацию после ядерного или биологического катаклизма, и вряд ли в состоянии совершить чудо избежания саморазрушения без внешней помощи, как земляне в светлом и добром фантастическом мире Булычева. А значит, какая-то из наших войн достаточно скоро может стать действительно последней.

Что планируете читать в рамках марафона «Фантастическая весна»?

Организаторы марафона «Космическая весна»Longfello;  Библио ГрафияБиблиоЮлияЗапах книгКнижная аптекаКнижный клуб авантюристовКнижный мякишКнижная полка Джульетты