Найти тему

Лаборатория вышивки, кружева и моделирования одежды НИИХП

Уже в 1920-30-е годы использование традиций народного костюма, его оформления кружевом и вышивкой при моделировании современной одежды стало одним из важнейших направлений для Домов моделей и предприятий легкой промышленности.

НИИХП, работая с предприятиями кружевных и строчевышивальных промыслов, также следовал этому направлению. Специалисты Института изучали традиционный костюм в музейных коллекциях и научных экспедициях. Результаты исследований использовали в лабораторных разработках современных изделий. Помимо костюма разрабатывали сувенирно-подарочные изделия для интерьера.

-2

Лаборатория вышивки существовала в Институте с 1932 года. К 1960-1970-м годам в НИИХП сформировалась внушительная научная и методическая база для разработки современного костюма в традициях народной культуры. В Институте сложился коллектив талантливых исследователей и художников – Р.А. Кашпар, И.П. Работнова, Н.И. Каплан, Е.Г. Яковлева и др. К этому времени лаборатория состояла из трех секторов: сектор моделирования костюма, сектор разработки изделий из меха и кожи, сектор вышивки и кружева.

-3

Художники работали в двух направлениях: небольшая часть моделей фактически повторяла свои этнические прототипы (сувенирно-подарочные изделия), в основном же, создавалась одежда, которая отвечала современным запросам моды.

-4

Когда одежду в фольклорном стиле проектировали Дома моделей, они приспосабливали элементы народного искусства к современным моделям, свободно интерпретировали и варьировали их между собой, не придерживаясь традиций конкретных центров промыслов. НИИХП, наоборот, использовал сочетания элементов народного искусства, характерные для определенного региона, стремился найти и сохранить художественное своеобразие и уникальность каждого кружевного и строчевышивального промысла. Например, при создании моделей для промыслов Владимирской области художники проектировали изделия с традиционными владимирскими швами, для Вологды – с учетом образного решения вологодского кружева. Такой подход определял эксклюзивность и малосерийность изделий.

-5

Задача сотрудников Лаборатории была сложной: они должны были в совершенстве знать не только особенности народного костюма, но и тенденции современной моды. Доступ к материалам о тенденциях мировой моды был затруднен. В Министерство легкой промышленности и Министерство местной промышленности приходило незначительное количество иностранных журналов (“L’Officiel”, “Harper’s Bazaar” и др.). Их доставляли в институции, формирующие отечественную моду, в том числе в НИИХП. Специалисты просматривали журналы и отбирали перспективные образцы, которые зарисовывались либо фотографировались.

-6

Все разработки художников Лаборатории проходили через обсуждение на Художественном совете. Разработки, принятые советом, передавались на фабрики как образцы изделий и в дальнейшем внедрялись в производство, демонстрировались на выставках в СССР и за рубежом. Некоторые модели приобретались частными коллекционерами или пополняли музейные фонды.

-7

Проект «РазАРХИВация» реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ.

#фондпотанина #музейбезграниц #музей4.0