Доброго Вам времени суток! Площадь Земляной Вал соединяет улицу, с таким же названием, с улицей Садовая-Черногрязская, которые, в числе других улиц и бульваров, образуют Садовое кольцо в Москве. Вот по Садовой-Черногрязской мы дальше и пойдем до высотки у Красных ворот. Про то, как мы сюда вышли по улице Покровке, я уже Вам рассказывал, можете прочитать об этом в моей статье. А почему Черногрязская? Грязи здесь особо много никогда не было, во всяком случае, не больше, чем на других улицах Москвы, да и лечебных грязей, вроде бы, тоже не было замечено, просто эту улицу когда-то пересекала небольшая речка Черногрязка – приток Яузы, а берега у нее, видимо, были черные – с торфяным илом. Вот и улицу, в след за речкой так же назвали.
Ну а почему Садовая? Конечно, от Садового кольца! Для тех, кто подзабыл, напомню, что после того, как в 1816 году остатки Земляного вала снесли, а ров засыпали, на их месте постановили создать широкую кольцевую улицу, мощённую булыжником. А домовладельцы, с обеих сторон этого кольца, были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу, то бишь – сады. До наших дней эти сады, конечно, не дожили, а название осталось. Мы и раньше бывали на Садовом кольце, о чем я тоже рассказывал на своем канале, да и вначале этого однодневного путешествия мы немного прошли по нему, но именно в этом месте мы раньше ни разу не были. Вот мы после площади Цезаря Куникова и повернули налево, чтобы пойти дальше по четной стороне этой улицы.
Напротив, на нечетной стороне, растянулся почти на целый квартал двенадцатиподъездный семиэтажный жилой дом с десятиэтажными, тоже жилыми, башнями с двух сторон, построен он был в 1930 году, и как все подобные строения того времени, имеет вид массивный и внушительный, в отличие от более старинных, элегантных, но низкорослых домов, которые мы еще тоже встретим. На четной стороне тоже есть подобное восьмиэтажное строение, называемое в народе «сталинками», но этот дом, конечно, не идет ни в какое сравнение с громадным «кораблем» напротив.
Пройдя мимо этой самой «сталинки», мы видим комплекс зданий, построенных в разное время, между Фурманным и Харитоньевским переулками. Весь этот комплекс вмещает в себя Национальный медицинский исследовательский центр глазных болезней имени Гельмгольца. Кто такой Гельмгольц, извините, я не знаю, я не офтальмолог. А вот памятник другому офтальмологу, основателю и первому директору НИИ глазных болезней, основанному на базе глазной больницы, установлен в этом дворе. Это бюст академика Михаила Иосифовича Авербаха.
Глазная больница имени супругов Алексеевых, которые и завещали значительные денежные средства именно на строительство такой больницы, была открыта здесь в 1900 году. Для этого было построено угловое здание, которое выходит своим фасадом в Фурманный переулок. А самое старое здание из этого комплекса выходит фасадом на Садовую-Черногрязскую, оно было построено значительно раньше, и с XIX века до революции здесь размещался полицейский участок, а некоторые источники утверждают, что здесь еще находилась большая пожарная команда. Но самым интересным, на мой взгляд, является здание, построенное в конце 1920-х годов в стиле неоклассицизма, хотя, на первый взгляд кажется, что эта постройка более раннего времени – где-то начала XIX века. Это хирургическое отделение.
Идем дальше и видим среди невзрачных разношерстных домов один очень симпатичный двухэтажный домик голубого цвета. Это «Театральный флигель», построенный здесь в 1880 году на территории усадьбы, от которой, кроме флигеля, ничего уже не осталось. А принадлежала эта усадьба с 1863 года родителям всемирно известного театрального режиссера, создавшего свою знаменитую театральную школу, Константина Сергеевича Алексеева. Да, да, того самого, который в последствии стал Станиславским и говорил всем, фальшиво играющим артистам, свое знаменитое «не верю». А сейчас здесь размещается мужской клуб под названием «Ангелы», конечно, если перевести на русский вывеску на английском языке, вот такая метаморфоза флигеля за 140 с лишним лет. Интересно, чтобы сказал Константин Сергеевич по этому поводу?
А мы снова идем дальше, и что мы видим? А видим, опять же на этой четной стороне улицы, очень причудливую «глухую» ограду в стиле ренессанс, как будто скрывающую за собой древний рыцарский замок. Конечно, никакого рыцарского замка там нет, а есть старинная усадьба конца XIX века, принадлежавшая когда-то Сергею Павловичу фон Дервизу, потомку одного из первых миллионеров России, сделавших свое состояние на постройке железных дорог.
Очень интересно было бы посмотреть на саму усадьбу, кстати, интерьеры которой разрабатывал знаменитый московский архитектор Ф.О. Шехтель. Но высокие арочные окна с решетками, которые первоначально были в этой ограде, через которые можно было хоть что-то увидеть, заложены темно-серым кирпичом, от чего сама ограда приобрела какой-то, я бы сказал, зловещий вид. Через такую ограду не только интерьеры, но и внешний облик усадьбы невозможно увидеть!
Вот так, разглядывая все по сторонам, мы вышли к началу Садовой-Черногрязской, а именно к площади Красные ворота. Название такое появилось после постройки здесь Триумфальной арки в 1709 году по случаю встречи русских войск, возвращавшихся после Полтавской победы. Москвичам тогда очень понравились эти Триумфальные ворота и их назвали Красными, то есть – красивыми. Никаких ворот здесь уже давно нет, а название осталось.
Доминантой на этом участке Садового кольца, возвышающейся над другими зданиями, и служащей своеобразным ориентиром со своим высоким шпилем, является одна из, так называемых, «семи сестер» – высотка у Красных ворот. Если Вы помните, в этом московском путешествии мы с Вами уже разглядывали две подобные высотки: сначала на Кудринской площади, потом на Котельнической набережной. Эта высотка на площади Красных ворот немного поскромнее в своих размерах, нежели предыдущие две. Но еще она отличается от предыдущих тем, что она предназначалась, в первую очередь, для размещения административных помещений, а именно Министерства транспортного машиностроения (было и такое министерство). Теперь же административную часть занимает Банк Москвы.
Для строительства этой высотки был снесен целый квартал старой постройки, в том числе и дом генерал-майора Толя, в котором в 1814 году родился будущий великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Памятник поэту в сквере его же имени установлен в 1965 году рядом, через улицу Каланчевскую. Вот туда мы сейчас и заглянем. Здесь установлен не только памятник Михаилу Юрьевичу, изображенному, как будто, стоящим на одной из вершин Кавказских гор, но и целая скульптурная композиция с образами романтических произведений поэта – «Мцыри», «Парус», «Демон».
Здесь мы и попрощаемся, и с Лермонтовым, и с Москвой, потому что время нашего очередного московского путешествия подошло к концу. Все запланированное на этот день было уже выполнено, даже с лихвой. Теперь осталось только спуститься в метро и, уже по привычному маршруту, через Белорусский вокзал отправиться в Шереметьево, чтобы улететь домой. А в Москву мы еще обязательно вернемся, и не раз, ведь в этом мегаполисе, и одновременно – древней столице нашей Родины, осталось еще много, не исхоженных нашими ногами, мест, которые нам еще предстоит пройти!
Если дочитали до конца мою писанину, и она Вам понравилась – ставьте лайки и не стесняйтесь комментировать!
Мне очень важно Ваше мнение!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы и дальше путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!