Приветствую Вас, друзья мои! Мы пока еще в Москве, а улица Покровка, на этом участке, про который я Вам сегодня расскажу, отличается тем, что здесь можно подолгу любоваться почти каждым зданием. Итак, после того, как мы прошли по двум бульварам Бульварного кольца, у памятника Чернышевскому мы свернули на Покровку, чтобы дойти по ней до Садового кольца. Как раз в этом месте находится, наверное, самое красивое здание на этой улице, даже, я думаю, что одно из самых красивых в Москве. Это усадьба Апраксиных-Трубецких. Странно, но в некоторых кругах эту усадьбу называют «дом-комод», по-моему на комод он совсем не похож!
Этот уникальный памятник «елизаветинского барокко» ведет свою историю с 60-х годов XVIII века, когда граф Матвей Федорович Апраксин купил здесь несколько владений, и уже к концу того десятилетия здесь была построена новая усадьба. Я Вам не буду долго рассказывать про все архитектурные тонкости этого шедевра, я и сам в них не большой знаток, скажу только, что в этом сооружении впечатляет все: от общего внешнего облика усадьбы до мельчайших деталей изящной лепнины. Автор этого произведения искусства доподлинно неизвестен, некоторые причисляют это творение делу рук великого Бартоломео Франческо Растрелли, но другие специалисты с этим не согласны. Оставим этот спор специалистам, а мы просто полюбуемся этим творением!
Примечательно это здание еще и своей историей, во всяком случае, хотя бы то, что здесь еще с самого детства неоднократно бывал наш главный поэт Александр Сергеевич Пушкин, уже делает этот дом знаменитым. Об этом как раз написано на мемориальной доске, установленной на стене главного дома усадьбы. А кроме юного Пушкина в этом здании учились, когда здесь размещалась мужская гимназия, такие знаменитые люди, как К.С. Станиславский (помните его знаменитое – «не верю») и основоположник отечественной авиации Н.Е. Жуковский.
Дальше привлекают к себе внимание два старинных двухэтажных дома, похожих друг на друга по стилю, с такой же старинной оградой и воротами между ними. Думаю, что это два флигеля одной усадьбы, построенной когда-то, скорее всего, в первой половине XIX века. К сожалению, никакой вразумительной информации по истории этих домов я так и не нашел, а жаль, было бы интересно узнать. Может быть, среди моих читателей найдутся знатоки в этом вопросе, кто сможет хоть что-то рассказать по этому поводу, был бы весьма признателен!
Затем следуют несколько двух-трехэтажных домов, плотно прижатых друг к другу и похожих по стилю. А вот привлекает к себе внимание шестиэтажный дом, о котором известно, что он построен, то ли в 1902, то ли в 1914 году (в разных источниках по-разному), а также известно то, что в нем жил любимый многими (особенно женщинами) актер Александр Абдулов. Этот дом, несомненно, выделяется на фоне других строений на этом участке Покровки. И еще на его фасаде сохранилась незатейливая лепнина с амурами.
А построен этот доходный дом был на месте одного из флигелей более старинной усадьбы, вплотную примыкая к главному дому этой самой усадьбы. Главный дом, как и еще один флигель, сохранился до наших дней. Это городская усадьба Шувалова-Голицыных. Построена эта усадьба была неизвестным мастером в 80-е годы XVIII века по заказу опального фаворита императрицы Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова, а в начале следующего века М.Ф. Казаков включил ее в свой альбом партикулярных строений, как одно из значительных зданий Москвы периода раннего классицизма.
К сохранившемуся флигелю усадьбы Шувалова-Голицыных вплотную примыкает, построенный в начале XX века, пятиэтажный доходный дом купца Ф.Н. Конкина. Вроде бы ничего особенного в этом доме нет, но взгляды к себе он тоже притягивает, возможно, как раз, из-за такого тесного соседства со старинным двухэтажным флигелем.
Почти напротив этого дома, по нечетной стороне, мне бросился в глаза один интересный двухэтажный, с мансардой, особнячок желтого цвета, по виду, построен он был в XIX веке, но и тут я, к сожалению, не нашел про него никакой вразумительной информации.
Но мы возвращаемся на четную сторону и обращаем свои взоры на дом под номером 42, строение 5, находящийся немного в глубине от красной линии улицы. Этот жилой дом на протяжении более двух веков не раз менял своих хозяев, а первые упоминания о нем, как о каменном доме, зафиксированы в 1775 году в «Прожектированном плане Москвы». На протяжении почти всего следующего века он не раз перестраивался и достраивался. Последняя значительная перестройка произошла в 1875 году по проекту архитектора М.А. Арсеньева, примерно таким он и дошел до наших дней, как объект культурного наследия.
Следующее здание, плотно примыкая к предыдущему и одновременно, выдвинувшись вперед к красной линии, тоже привлекает к себе внимание, кроме сказанного, тем, что это доходный дом 1909 года постройки по проекту известного московского архитектора В.В. Шервуда в стиле модерн, но как считают специалисты: «оформление дома несёт редкие для московского модерна барочные декоративные мотивы». И действительно, внешний облик его достаточно необычный.
Но кроме его расположения и архитектурных особенностей, он еще привлекает к себе внимание тем, что с одного торца этого дома нарисовано громадное граффити. Вы бывали в Крыму, так вот, постояв немного здесь, если даже не бывали, можно сказать, что Вы там уже побывали! Граффити так и называется – «Крым»!
Но это неединственное такое граффити, торец следующего дома, кстати, тоже доходного, примерно того же года постройки, обращенный к этому, тоже украшен крымским пейзажем, а именно, изображением знаменитого «Ласточкиного гнезда».
«Побывав» немного в Крыму, идем дальше и проходим мимо двух-трехэтажного разноуровневого дома, кстати, там находится еще один московский театр, называется он просто, без затей, «театр на Покровке». А за ним возвышается колокольня храма Иоанна Предтечи в Казенной слободе, построенная вместе с храмом в 1772 году. Интересный момент – храм в 30-х годах прошлого века снесли, а вот отдельно стоящую колокольню оставили, даже странно. Теперь в этой колокольне оборудовали часовню с тем же названием – часовня Святого Иоанна Предтечи.
А напротив этого всего, на нечетной стороне, выделяется архитектурный ансамбль позднего советского периода, в котором расположился ЦДП. Эта аббревиатура расшифровывается по-разному, кто-то расшифровывает как «Центральный дом предпринимателя», а кто-то как «Цифровое деловое пространство». Как правильно – не знаю, да и не особо интересно, честно говоря.
Сразу за этим сооружением расположен сквер на площади имени Цезаря Куникова, героя Великой Отечественной войны. В феврале 1943 года майор Цезарь Львович Куников во главе десантного отряда успешно закрепился на плацдарме «Малая земля», в районе Новороссийска, но через несколько дней погиб от фашистской мины. В детстве я бывал на «Малой земле» и до сих пор не понимаю, как вообще возможно удерживать длительное время плацдарм на тонкой полоске песчаного берега, простреливаемый со всех сторон! Уму не постижимо! А на этой площади в Москве вместо памятника установлен настоящий якорь из Цемесской бухты Новороссийска.
А сразу за этой площадью, площадь Земляной Вал соединяет улицу, с таким же названием, с улицей Садовая-Черногрязская, которые, в числе других улиц и бульваров, образуют Садовое кольцо. Вот по Садовой-Черногрязской мы дальше и пойдем до высотки у Красных ворот. Но это будет уже другая история, заключительная в этом московском путешествии, про которую я Вам расскажу в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы и дальше путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!