Найти тему
Стиль жизни

Фонвизин: "весь свет бездельная игрушка..."

В знаменитом стихотворении Пушкина «Тень Фонвизина» русский драматург в нарушении традиции, укоренившейся со времен Данта, помещен им в рай. Вергилий, которого Данте не взял с собою в рай, хотя оный и был образцом для подражания, язычник.

Правда отпрашивается на побывку на этот свет Фонвизин все же у Плутона, заведующего адом.

Чем же так любезен был Пушкину Денис Иванович?

Все идет той же чередой; 

Все так же люди лицемерят, 

Все те же песенки поют, 

Клеветникам как прежде верят, 

Как прежде все дела текут; 

В окошки миллионы скачут, 

Казну все крадут у царя, 

Иным житье, другие плачут, 

И мучат смертных лекаря, 

Спокойно спят архиереи, 

Вельможи, знатные злодеи, 

Смеясь, в бокалы льют вино, 

Невинных жалобе не внемлют, 

Играют ночь, в сенате дремлют…

-2

Вряд ли комедией «Недоросль», от которой, если что и осталось, то несколько афоризмов: «не хочу учиться, а хочу жениться» и «Вот злонравия достойные плоды» и т.д. 

Пушкин отдает должное смелости классика. Но Фонвизин во времена Пушкина становится анахронизмом, его прямота и простодушие скорее веселят Пушкина. Как, впрочем, и современные литераторы: Хвостов, Шишков, Кропотов, Шихматов. 

-3

Молодой повеса, собственно, в пику всем борцам за правду и свободу противопоставляет свой эстетический идеал:

В приятной неге, на постеле 

Певец пенатов молодой 

С венчанной розами главой, 

Едва прикрытый одеялом, 

С прелестной Лилою дремал 

И, подрумяненный фиалом, 

В забвенье сладостном шептал…

-4

В нескольких строках Пушкин сказал больше, чем Денис Иванович в своих нравоучительных и довольно пространных сатирах.

Увы, литературное произведение иной раз ветшает быстрее, чем его автор. Не даром Потемкин на премьере «Недоросля» воскликнул:

«Умри, Денис, лучше не напишешь…». 

Прямая – не самый близкий путь в литературе. Пушкин понимал это. Поэтому отдав должное «творцу, любимому Аполлоном», и шутливо щелкнув по носу своим легким перышком старика Державина, он восклицает:

-5

... он вечно будет славен, 

Но, ах, почто так долго жить? 

За всей этой простоватой и отдающей второй свежестью (известно, что Фонвизин начинал свой творческий путь в качестве переводчика) сатирой современники проглядели поэта Фонвизина:

-6

Создатель твари всей, себе на похвалу,

По свету нас пустил, как кукол по столу.

Иные резвятся, хохочут, пляшут, скачут,

Другие морщатся, грустят, тоскуют, плачут.

Вот как вертится свет! А для чего он так,

Не ведает того ни умный, ни дурак…

Недаром у Пушкина в строке поминается Петрушка:

-7

Вздохнул Денис: «О боже, боже! 

Опять я вижу то ж да то же. 

Передних грозный Демосфен, 

Ты прав, оратор мой Петрушка: 

Весь свет бездельная игрушка, 

И нет в игрушке перемен… 

Откуда вдруг взялся Петрушка и кто он такой?

А вот как раз из этого совершенно изумительного Фонвизинского «Послания к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», которое заканчивается сакраментальным:

-8

А вы внемлите мой, друзья мои, ответ:

"И сам не знаю я, на что сей создан свет!"