"Мой гражданский муж убил моего сына, которого воспитывал с шести лет. С мужем прожили больше двадцати лет. Как мне дальше жить?"
Страшная ситуация огромного горя, двойной утраты. Сын убит, муж в тюрьме, для жены и матери потерян смысл жизни. Такова цена внутрисемейного конфликта, который люди не смогли вовремя затушить, снизив градус эмоционального напряжения. Когда непоправимое случается, оглядываются назад и понимают, что всё было можно предотвратить. Стоило изменить отношение друг к другу, к сложившейся ситуации - жизнь текла своим чередом, выход рано или поздно бы нашелся. То, что раньше вызывало острую боль и ярость, уже видится в ином свете. Приходится горькое осознание, но поздно.
"Последние полгода у мужа с работой было плохо. Сын тоже перебивался случайными заработками, ещё ко всему от него ушла жена. Он стал жить у нас, и тут появились первые стычки. Муж ему стал предъявлять: "Хватит у матери на шее сидеть". Сын стал чистенько выпивать, стал очень агрессивный".
Россия лидирует по смертности мужчин трудоспособного возраста. Она экстремальная. "Около трети россиян умирают в трудоспособном возрасте, причем 80% из них — мужчины, заявила вице-премьер Татьяна Голикова". Люди в регионах живут в ситуации постоянной неопределенности, попадая в замкнутый круг. Бедность, безденежье меняет личность, так как создает фон напряжения. Растет тревога, вина, стыд. Падает самооценка. Будущее видится в темных тонах безнадежности. Характер человека становится тяжелым, он озлобляется. Возникает тяга к алкоголю. Страдают близкие. Распадаются семьи, и узел напряжения затягивается. Жизнь теряет смысл, не приносит радости. Таким образом, создается психофизиологическая база для раннего ухода из жизни.
"В один вечер он с друзьями выпивал, позвал отца (так он называл отчима), завязалась ссора, потом драка. В итоге муж схватил нож. Теперь сына нет, и муж в тюрьме".
Простым людям трудно понять и осознать собственные чувства. Не знают, не умеют канализировать тревогу, обиду, ярость. Прибегают к традиционному способу отвлечься и забыться, но прием алкоголя усиливает и общую неадекватность, и депрессивность. Проблемы множатся. Отчим полгода не может заработать, в доме с друзьями выпивает безработный агрессивный пасынок, жена расстроена. Нет ничего позитивного, приятного. Звучат обидные пьяные слова, молодой и сильный парень бьет при посторонних мужчину, который воспитывал его с шести лет, был ему вместо отца. В один момент слипаются в ком и усталость, и беспомощность, и чувство страха перед немощью и старостью, и ярость, и унижение. Секунда - и уже ничего не исправить.
"Он во всём сознался, очень сожалеет и говорит, что не хотел убивать. Можно ли простить мужа?"