"НаучныйПолк"
Пётр Васильевич Астафьев учился в СЮИ с 1936 г. по 1940 г. В марте 1940 г. с четвёртого курса был призван в армию по спецнабору в Военно-юридическую академию РККА в Москве. После окончания академии в 1941 г., с момента начала войны (на 3-й день), Астафьев был направлен на фронт в качестве военного следователя. Вот схематично его боевой путь: Москва – Киев – Львов – Сталинград – Вена. Участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Югославии и Болгарии.
Пётр Васильевич был направлен военным следователем стрелковой дивизии под г. Львов. «Все дороги были забиты войсками, техникой… бомбежка… горят автомашины, гибнут люди, валяются убитые лошади, хоронили погибших тут же – в обочину дороги и ставили ветки», – писал Пётр Васильевич в автобиографии.
Когда были сформированы новые авиационные соединения, Астафьев был назначен военным следователем авиационного соединения и помощником военного прокурора Воздушной Армии под Сталинградом (во время учебы в СЮИ он занимался в аэроклубе), с этой Армией прошёл Украину. В 1943 г. был назначен военным прокурором воздушно-десантной бригады. Фронтовые походы Астафьева закончились в Австрии под Веной, где он и встретил День Победы.
Поразительным является его эпизод-воспоминание во время войны, отражённый в письме СЮИ (в Музее истории СЮИ-УрГЮА-УрГЮУ сохранились письма бывших студентов-фронтовиков, адресованные Свердловскому юридическому институту, где они сообщали о себе и своей судьбе. В одном из таких писем рассказывает о себе студент СЮИ с 1936 г. по 1940 г. П.В. Астафьев). В этом письме Астафьева – его рассказ о расследовании злодеяний фашистов, совершённых над советскими людьми в с. Никополь (Харьковская область). Были установлены лица, совершившие зверства над людьми, и вся ужасная обстановка злодеяний, приблизительное количество замученных граждан. Пришлось раскапывать ямы во фруктовых садах и на окраинах села, в них находили останки людей и предметы обихода, по которым иногда получалось установить личность погибших. Виновные были задержаны при наступлении советских войск и «казнены по материалам расследования». Эти воспоминания были отражены в автобиографии Петра Васильевича и оставили сильный след в его душе.
После окончания войны П.В. Астафьев продолжил службу в армии: служил в Тбилиси, Смоленске, Туле, Петрозаводске, Мурманске, а также во Львове. После увольнения из армии по выслуге лет работал прокурором, юрисконсультом в г. Тула. Занимался популяризацией правовых знаний среди граждан. Закончил службу в воинском звании гвардии подполковник юстиции. Его супруга М.А. Овчинникова тоже окончила СЮИ и много лет трудилась в прокуратуре и поддерживала мужа.
За время службы не раз поощрялся, получал благодарности. Был награждён: двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Болгарии», «За Освобождение столицы Югославии Белграда», «За оборону Сталинграда» и др. (по данным автобиографии).
Студенческие же годы оставили в памяти Астафьева самые лучшие воспоминания. Было трудно и весело, хотя порой студенты недоедали. Учились старательно, жили дружно, с желанием участвовали в общественных работах. Астафьеву запомнился конкурс на лучшую комнату общежития (он был старшим комнаты). Получили призовое место и премию 10 рублей – на них устроили «товарищеский ужин с добавкой мясных блюд». Самая светлая память осталась обо всех преподавателях – они были добрыми и чуткими.
Пётр Васильевич Астафьев на протяжении всей войны служил и трудился ради благой цели – приближения Победы. Он пожертвовал многим: покинул семью на долгое время, рисковал жизнью и здоровьем. Он работал не покладая рук, чтобы, несмотря на хаос войны, справедливость была во главе, пресекал злодеяния, защищал права людей и так защищал Родину. «Роль военного следователя и военного прокурора известна, она является скромной, но важной в деле укрепления законности», – писал П.В. Астафьев.
По материалам публикаций Виктории Теревковой,
Анны Калининой (архив, музей)
Фото: Музей истории СЮИ-УрГЮА-УрГЮУ