Найти в Дзене

37. Тема 34. Морфология. Контрольная работа по теме: "Самостоятельные части речи."

Оглавление
Художник Иван Золотухин.
Художник Иван Золотухин.

Контрольная работа имеет целью не только проверить полученные знания как результат изучения, но и выявить и закрепить те знания, которые ещё не совсем усвоены.

Задание 1. Работа в тетради. Напиши число, общую тему.

Запиши в тетради цифрами ответы на вопросы. Самые проблемные вопросы (на которые не можешь дать уверенный ответ) выпиши в тетрадь. При проверке запиши правильные ответы.

Контрольная работа по теме: "Самостоятельные части речи."

1.На какие группы делятся изменяемые части речи?

1.Самостояетельтные и служебные. 2. Склоняемые и спрягаемые.

3. Неизменяемые и самостоятельные. 4. Служебные и междометия.

2.Морфология – это…

1. Раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи.

2. Раздел лингвистики, изучающий состав слова.

3. Раздел лингвистики, изучающий орфограммы.

4. Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания.

3.Какого признака нет у имени существительного?

1. Рода. 2. Падежа. 3. Переходности. 4. Числа.

4.В каком ряду все слова являются именами существительными?

1. Дорога, пятёрка, шило, красивый. 2. Свет, тьма, толковый, плюшевый.

3. Кино, молоко, животное, акация. 4. Мель, крона, свистнуть, дом.

5.В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является неодушевлённое существительное?

1. Добрая девочка, красивый клён, злобный медведь.

2. Трусливый заяц, деревянный стол, встретить подругу.

3. Новый портфель, любить щенка, горькие слёзы.

4. Гриб у дороги, дырявые лапти, интересная книга.

6.Сколько имён прилагательных в данном предложении?

Пашни буры, межи зелены,

Спит за елями закат,

Камней мшистые расщелины

Влагу внешнюю таят (Н.Клюев)

1, 2, 3, 4, 5, 6.

7.В каком ряду все прилагательные относятся к разряду качественных?

1. Белый, горький, деревянный. 2. Чёрный, сильный, умный.

3. Слабый, немецкий, медвежий. 4. Тонкий, лисий, книжный.

8.В каком ряду все прилагательные относятся к разряду относительных?

1. Оловянный, бумажный, деревянный. 2. Белый, сырой, ледяной.

3. Спортивный, немецкий, медвежий. 4. Тонкий, лисий, яркий.

9.Назови непостоянные признаки имён прилагательных.

1. Род, лицо, падеж. 2. Склонение, число, падеж.

3. Род, число, падеж. 4. Время, род, падеж.

10.Назови словосочетание, в котором главное слово прилагательное.

1. Красный сарафан. 2. Спортивная одежда.

3. Лукавые мысли. 4. Румяный от мороза.

11.В каком примере неверно образована форма превосходной степени имени прилагательного?

1. Наиболее умнее. 2. Самый добрый. 3. Умнейший. 4. Добрейший.

12.В каком ряду все слова являются глаголами?

1. Думать, кушать, поедем, столик. 2. Лопать, красить, заехать, спать.

3. Знание, читаешь, обнимать, светить. 4. Закатить, румянит, войти, свет.

13.Назови постоянные признаки глагола.

1. Время, число, род, падеж. 2. Возвратность, переходность, наклонение.

3. Вид, возвратность, переходность, спряжение. 4. Род, число, падеж.

14.Укажите ряд, в котором все глаголы I спряжения.

1. Думать, светить, клеить. 2. Ненавидеть, решить, красить.

3. Рассказать, оттолкнуть, гнать. 4. Брить, стелить, писать.

15.Укажи словосочетание, в котором есть переходный глагол.

1. Собирать хворост. 2. Задуматься о будущем.

3. Уехать в лес. 4. Верить слухам.

16.Сколько глаголов в данном тексте?

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир… (По М.Горькому)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

17.В каком ряду все слова являются числительными?

1. Пять, одиннадцать, тройка, втройне. 2. Шестеро, пятеро, три, двадцатый.

3. Сорок, четвёрочка, двойня, один. 4. Первый, две третьих, обе, утроить.

18.В каком ряду все имена числительные являются количественными?

1. Сорок, одна пятая, второй. 2. Тридцать два, один, семь.

3. Четвёртый, тридцатый, семьдесят. 4. Седьмой, обе, полтора.

19.В каком ряду все имена числительные являются порядковыми?

1. Десятый, одиннадцатый, второй. 2. Тридцать пятый, один, пять.

3. Десятый, три седьмых, семьдесят. 4. Седьмой, два, десять.

20.Местоимение – часть речи, которая:

1. Обозначает признак признака. 2. Обозначает действие предмета.

3. Указывает на предмет, но не называет его. 4. Обозначает предмет.

21.Наречие – это:

1. Часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Часть речи, обозначающая признак предмета по действию.

3. Часть речи, обозначающая признак действия.

22. Укажите наречие:

1. Рожь.  2. Пустошь.   3. Настежь.  4. Съешь.

23. Наречия:

1. Изменяются по числам.  2. Изменяются по лицам. 3. Не изменяются.

24.Выбери из 4 вариантов ответа несколько признаков, характерных для слов категории состояния:

1) Не изменяются.

2) Имеют лицо и число.

3) Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого.

4) Обозначают состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.

25.В каком из случаев слово "честно" является словом категории состояния? Выбери один из 4 вариантов ответа:

1) Коль живёшь честно, всякая беда проходит.

2) Всякое ремесло честно, кроме воровства.

3) Мало, да честно, немного, да сытно.

4) Честно живёшь - дольше проживёшь.

26. Укажи неверное суждение.

1. Причастия имеют вид — совершенный и несовершенный.
2. Полные причастия изменяются по падежам.
3. Краткие причастия в предложении являются определениями.
4. Причастие может быть настоящего и прошедшего времени.

27. Укажи, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Куст (1) посаженный прошлой осенью (2) весной начал распускаться. Посаженный прошлой осенью (3) куст весной начал распускаться.

1) 1, 2
2) 1, 3
3) 1, 2, 3
4) 3

28. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется одна и та же буква.

1. Ду..щий, бор..щийся.
2. Люб..щий, леч..щий.
3. В голубе..щем, крас..ший.
4. Хмур..щий, ворку..щий.

29. Укажи вариант ответа, в котором НЕ с причастиями пишется слитно.

1. Ещё (не)законченное.
2. (Не)выполнивший задание.
3. (Не)разработан.
4. (Не)законченная рукопись.

1,2,3,4.

30. Укажи строку, в которой все слова деепричастия.

1. Висевший, размахнувшись.

2. Покинутые, читая.

3. Пролетев, говоря.

4. Падающего, пролетев.

31. Укажи строку, в которой НЕ с деепричастием пишется слитно.

1. (Не)замечая, (не)двигая.

2. (Не)доумевая , (не)годуя.

3. (Не)дыша, (не)смотря.

4. (Не)говоря , (не)выполнив.

32. Укажи строку, в которой все деепричастия несовершенного вида.

1. Чуя, собравшись.

2. Слившись, скрывая.

3. Улыбаясь, дыша.

4. Тренируясь, закрыв.

33. Укажи строку, в которой все деепричастия совершенного вида.

1. Выкрасив, смолкая.

2. Рассматривая, недоумевая.

3. Приступая, закончив.

4. Собравшись, встретив.

34. Укажи словосочетание с деепричастием.

1) Запер на замок.

2) Заснувший на ходу.

3) Опустив окно.

4) Занесённый снегом.

35. Найди верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены):

ПРОГУЛЯВШИСЬ ПО ДВОРУ Я РЕШИЛА ЗАНЯТЬСЯ УБОРКОЙ.

1. Простое предложение, запятая не нужна.

2. Сложное предложение, запятая нужна.

3. Предложение с однородными членами, запятая нужна.

4. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

-2

Задание 2. Проверь правильность своих ответов. Проанализируй и исправь ошибки.

1. Контрольная работа по теме: "Самостоятельные части речи."

1.На какие группы делятся изменяемые части речи?

(Обрати внимание на слово изменяемые).

1.Самостояетельтные и служебные. 2. Склоняемые и спрягаемые.

3. Неизменяемые и самостоятельные. 4. Служебные и междометия.

2.Морфология – это…

1. Раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи.

2. Раздел лингвистики, изучающий состав слова.

3. Раздел лингвистики, изучающий орфограммы.

4. Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания.

3.Какого признака нет у имени существительного?

1. Рода. 2. Падежа. 3. Переходности. 4. Числа.

4.В каком ряду все слова являются именами существительными?

1. Дорога, пятёрка, шило, красивый. 2. Свет, тьма, толковый, плюшевый.

3. Кино, молоко, животное, акация. 4. Мель, крона, свистнуть, дом.

5.В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является неодушевлённое существительное?

(Обрати внимание на слово неодушевлённое. Вспомни: главное слово - это то, от которого задаётся вопрос).

1. Добрая девочка, красивый клён, злобный медведь.

2. Трусливый заяц, деревянный стол, встретить подругу.

3. Новый портфель, любить щенка, горькие слёзы.

4. Гриб у дороги, дырявые лапти, интересная книга.

(Если есть ошибки, повтори: 14. Тема 11.)

6.Сколько имён прилагательных в данном предложении?

Пашни буры (кратк. прил.),

межи зелены (кратк. прил.),

Спит за елями закат,

Камней мшистые расщелины (полн. прил.)

Влагу внешнюю таят (полн. прил.).

(Н.Клюев).

1, 2, 3, 4, 5, 6.

7.В каком ряду все прилагательные относятся к разряду качественных?

1. Белый, горький, деревянный. 2. Чёрный, сильный, умный.

3. Слабый, немецкий, медвежий. 4. Тонкий, лисий, книжный.

8.В каком ряду все прилагательные относятся к разряду относительных?

1. Оловянный, бумажный, деревянный. 2. Белый, сырой, ледяной.

3. Спортивный, немецкий, медвежий. 4. Тонкий, лисий, яркий.

9.Назови непостоянные признаки имён прилагательных.

1. Род, лицо, падеж. 2. Склонение, число, падеж.

3. Род, число, падеж. 4. Время, род, падеж.

10.Назови словосочетание, в котором главное слово прилагательное.

1. Красный сарафан. 2. Спортивная одежда.

3. Лукавые мысли. 4. Румяный от мороза.

11.В каком примере неверно образована форма превосходной степени имени прилагательного?

1. Наиболее умнее. 2. Самый добрый. 3. Умнейший. 4. Добрейший.

(Если есть ошибки, повтори: 17. Тема 14.)

12.В каком ряду все слова являются глаголами?

1. Думать, кушать, поедем, столик. 2. Лопать, красить, заехать, спать.

3. Знание, читаешь, обнимать, светить. 4. Закатить, румянит, войти, свет.

13.Назови постоянные признаки глагола.

1. Время, число, род, падеж. 2. Возвратность, переходность, наклонение.

3. Вид, возвратность, переходность, спряжение. 4. Род, число, падеж.

14.Укажи ряд, в котором все глаголы I спряжения.

1. Думать, светить, клеить. 2. Ненавидеть, решить, красить.

3. Рассказать, оттолкнуть, гнать. 4. Брить, стелить, писать.

15.Укажи словосочетание, в котором есть переходный глагол.

1. Собирать хворост. 2. Задуматься о будущем.

3. Уехать в лес. 4. Верить слухам.

16.Сколько глаголов в данном тексте?

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир… (По М.Горькому)

1,2,3,4,5,6,7.

(Если есть ошибки, повтори: 28.Тема 25.)

17.В каком ряду все слова являются числительными?

1. Пять, одиннадцать, тройка, втройне. 2. Шестеро, пятеро, три, двадцатый.

3. Сорок, четвёрочка, двойня, один. 4. Первый, две третьих, обе, утроить.

18.В каком ряду все имена числительные являются количественными?

1. Сорок, одна пятая, второй. 2. Тридцать два, один, семь.

3. Четвёртый, тридцатый, семьдесят. 4. Седьмой, обе, полтора.

19.В каком ряду все имена числительные являются порядковыми?

1. Десятый, одиннадцатый, второй. 2. Тридцать пятый, один, пять.

3. Десятый, три седьмых, семьдесят. 4. Седьмой, два, десять.

(Если есть ошибки, повтори: 19. Тема 16.)

20.Местоимение – часть речи, которая:

1. Обозначает признак признака. 2. Обозначает действие предмета.

3. Указывает на предмет, но не называет его. 4. Обозначает предмет.

(Если есть ошибки, повтори: 22. Тема 19.)

21.Наречие – это:

1. Часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Часть речи, обозначающая признак предмета по действию.

3. Часть речи, обозначающая признак действия.

22. Укажите наречие:

1. Рожь.  2. Пустошь.   3. Настежь.  4. Съешь.

23. Наречия:

1. Изменяются по числам.  2. Изменяются по лицам. 3. Не изменяются.

(Если есть ошибки, повтори: 25. Тема 22.)

24.Выбери из 4 вариантов ответа несколько признаков, характерных для слов категории состояния:

1) Не изменяются.

2) Имеют лицо и число.

3)Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого.

4) Обозначают состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.

25.В каком из случаев слово "честно" является словом категории состояния? Выбери один из 4 вариантов ответа:

1) Коль живёшь честно, всякая беда проходит.

2) Всякое ремесло честно, кроме воровства.

3) Мало, да честно, немного, да сытно.

4) Честно живёшь - дольше проживёшь.

26. Укажи неверное суждение.

1. Причастия имеют вид — совершенный и несовершенный.
2. Полные причастия изменяются по падежам.
3. Краткие причастия в предложении являются определениями.
4. Причастие может быть настоящего и прошедшего времени.

27. Укажи, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Куст (1) посаженный прошлой осенью (2) весной начал распускаться. Посаженный прошлой осенью (3) куст весной начал распускаться.

1) 1, 2.
2) 1, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 3.

28. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется одна и та же буква.

1. Ду..щий, бор..щийся.
2. Люб..щий, леч..щий.
3. В голубе..щем, крас..ший.
4. Хмур..щий, ворку..щий.

29. Укажи вариант ответа, в котором НЕ с причастиями пишется слитно.

1. Ещё (не)законченное.
2. (Не)выполнивший задание.
3. (Не)разработан.
4. (Не)законченная рукопись.

1,2,3,4.

30. Укажи строку, в которой все слова деепричастия.

1. Висевший, размахнувшись.

2. Покинутые, читая.

3. Пролетев, говоря.

4. Падающего, пролетев.

31. Укажи строку, в которой НЕ с деепричастием пишется слитно.

1. (Не)замечая, (не)двигая.

2. (Не)доумевая , (не)годуя.

3. (Не)дыша, (не)смотря.

4. (Не)говоря , (не)выполнив.

32. Укажи строку, в которой все деепричастия несовершенного вида.

1. Чуя, собравшись

2. Слившись, скрывая

3. Улыбаясь, дыша

4. Тренируясь, закрыв

33. Укажи строку, в которой все деепричастия совершенного вида.

1. Выкрасив, смолкая

2. Рассматривая, недоумевая

3. Приступая, закончив

4. Собравшись, встретив

34. Укажи словосочетание с деепричастием

1) Запер на замок.

2) Заснувший на ходу

3) Опустив окно

4) Занесённый снегом

35. Найди верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены):

ПРОГУЛЯВШИСЬ ПО ДВОРУ Я РЕШИЛА ЗАНЯТЬСЯ УБОРКОЙ.

1. Простое предложение, запятая не нужна.

2. Сложное предложение, запятая нужна.

3. Предложение с однородными членами, запятая нужна.

4. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

-3

Оцени свой ответ: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;

«4» - от 75% до 90% правильных ответов;

«3» - от 50% до 75% правильных ответов;

«2» - ниже 50% правильных ответов.

-4

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Подготовься к проверочной контрольной работе "Служебные части речи".

-5

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.