Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного.
Продолжаем смотреть жанровые картины, и сегодня предлагаю прикоснуться к жанру, который изображает исторические эпохи, события или личности – смотрим историческое кино.
И да, эти картины часто перевирают или перепридумывают реальные события в угоду художественности, зрелищности, драматургии и прочему. И их всё равно любят зрители, и ненавидят историки. Но учитывая, что речь идёт всё же о художественном кино, то в широком смысле историческим фильмом можно назвать любую картину, действие которой происходит в прошлом, далеком или не очень.
Возник он также едва ли не на заре кинематографа, поэтому делится на множество поджанров с различными названиями, от костюмированной драмы (“Еще одна из рода Болейн”, 2008) и пеплума (“Бен-Гур”, 1959) до историко-приключенческих (“Человек в железной маске”, 1998) и военных (“В бой идут одни старики”, 1973).
А я предлагаю Вам посетить Юкатан, где примерно в 1502 году происходит действие фильма Мэла Гибсона “Апокалипсис” (Apocalypto, 2006).
Глазами молодого воина по имени Лапа Ягуара картина покажет зрителю быт и суровую жизнь цивилизации майя незадолго до прибытия на полуостров конкистадоров.
Мир Лапы Ягуара разрушится в один день, когда его деревню захватит соседнее племя. Дома будут уничтожены, соплеменники убиты или взяты в рабство, чтобы быть принесёнными в жертву богам. Но судьба даст воину шанс спасти жену – единственное дорогое, что у него осталось.
Этой картиной Гибсон снова доказал, что как постановщик он, пожалуй, даже лучше, чем как актёр. С первых же кадров в живописных джунглях от экрана невозможно оторваться, история Лапы Ягуара набирает динамику от сцены к сцене, словно на экране боевик, а не исторический эпик.
Думаю, во многом именно динамика и простота повествования (диалогов, поданных в фильме исключительно на языке коренного юкатека майя с субтитрами, в фильме крайне мало) предопределила высокие зрительские оценки картины. На Томатах сегодня 79 % “свежести”, на Кинопоиске ровно 8 баллов, а на IMDb 7.8 балла.
Хотя критики отнеслись к фильму куда прохладней, оценив его чуть выше среднего (65 % на Томатах и 68 из 100 на Метакритик).
Впрочем критика (в основном к актёрам-новичкам, к исторической недостоверности и даже к Гибсону, который незадолго после премьеры выдал новый скандал) не мешала хвалить художественные достоинства картины. Операторскую работу оскароносного Дина Семлера или партитуру оскароносного Джэймса Хорнера.
Но не меньших похвал заслуживают художники-постановщики, сделавшие возможной ту жуткую красоту, которую демонстрирует “Апокалипсис”: Томас Е. Сандерс, Роберто Бонелли, Наман Маршалл и другие.
Благодаря работе всей съёмочной команды визуально картина – настоящий шедевр, который можно едва ли не покадрово разбирать на иллюстрации.
Да в фильме даже настоящая пума снималась!
Не даром ей, картиной, восхищались такие мэтры, как Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе и Роберт Дювалл.
Дебютировав 8 декабря 2006 года, при скромном 40-миллионном бюджете “Апокалипсис” собрал в мире больше 120 миллионов $ (почти 51 – в Америке и 69 за рубежом) и получил несколько номинаций на престижные кинопремии, в том числе три номинации на “Оскар”, две номинации на “Сатурн”, номинацию “за лучший фильм на иностранном языке” премии “Бафта” и такую же на “Золотой глобус”.
Но из полученных наград может похвастаться лишь менее громкими премиями, вроде “Золотой катушки” (награда общества звукорежиссёров), трёх премий FAITA (в расшифровке “Первые американцы в искусстве”, премия некоммерческой организации созданной «для признания, почитания и продвижения» коренных американцев в Соединенных Штатах) или парочки наград для Дина Семлера (от Ассоциации критиков Далласа и Форт-Уэрта и Центральной ассоциации критиков Огайо).
Что бы не говорили критики, мне хватило одного просмотра, чтобы полюбить “Апокалипсис” – жесткое (может даже жестокое) и увлекательное приключение, которое с первых же кадров погружает в историю. Настоящая Магия Хорошего Кино.