Найти тему

Врач и пациент и их сложные отношения

Оглавление
Фото автора
Фото автора

Отношения врач-пациент— это связь, что создаётся между 2 людьми, в уникальной ситуации.

Важно, что эта встреча как правило по инициативе пациента, которую он выражает жалобой. И тут жалоба=страдание в той или иной степени.

Что ждёт любой пациент от любого врача? Что последний ему поможет.

В этом сложность и уникальность этой встречи.

Модели врач-пациент

Есть несколько моделей общения врач-пациент:

✔️Модель Парсона

Врач— голова, он решает, благодаря своей профессиональной компетенции.

Пациент— имеет обязанности : слушать врача, быть «под» врачом. И имеет права: например получать деньги, не работая, пока болеет= больничный, это его право.

Это ассиметричная модель, решение проблемы возложено на врача, «хороший пациент» слушается.

— напоминает что то, не так ли)

✔️Социально-антропологический подход/модель Фрейдсона

Согласно этой модели, отношения врач-пациент — это клубок факторов, который в постоянном напряжении.

 Среди факторов:

— противостояние той начинки, в которой развивался/ется врач (и профессиональная и институциональная составляющая, например, больничная среда, которая делает врача более зависимым от коллег, или частная, где врач более зависим от пациента «клиента», и личных рамок пациента, его особенностей.

—и конечно конфронтация научно-технических знаний врача, доступных сегодня через интернет, и опыта, вместе с недостатком знаний, пациента. (то самое "а мне помогает")

Таким образом отношения развиваются в постоянном конфликте/борьбе, очевидно господство врача над пациентом.

И Парсон и Фрейдсон отмечали, что превосходство врача над пациентом слишком сильное, и это не есть хорошо.

Отсюда вытекает

✔️ современная модель: ориентированная на пациента, врач сфокусирован на пациенте, пациент=партнёр.

Особенность- концентрация на пациенте, не на болезни, как было раньше. Это не новшество, тенденции этой уже 30 лет, и не нынешние интегративные инста-Гуры это придумали.

Немалую роль в этом сыграл М Балинт, что логично (психоаналитик, психотерапевт). Он много настаивал на том, что пациента нужно выслушивать, когнитивный подход и тд.

Эта концепция также совмещает в себе модель Энгеля, где здоровье- это результат биологических, социальных и психологических аспектов.

Значит в отношениях врач-пациент, врач обязан принимать во внимание и персональные и социальные аспекты пациента, с той же беспристрастностью и вниманием, с которым он оценивает симптоматику.

2 течения

Также в медицинской практике борются 2 течения.

  • « медицина как искусство», art.

Но в реальности это ложное понимание и трудности перевода. Art тут в значении artisanal, ремесленный. Медицина как ремесло. Работа, направленная на результат, на границе опыта и науки.

  • «медицина как наука»

Тут впору вспомнить код деонтологии: врач обязуется помочь пациенту на основании научных знаний, им полученных.. должен применять диагностику с особой тщательностью .., основываясь как только возможно на научных знаниях/методах. Собственно это доказательная медицина— на первый план выходит доказанное соотношение польза/риск, диагностически или терапевтически.

Кажется, что 2 течения противоречат друг другу, но в реальности не совсем так. Они должны выливаться в подход, ориентированный на пациента, что базируется на научных доказательствах и техническом прогрессе. По сути первое неминуемо должно влиться во второе, как самое безопасное и объективное.

6 Принципов, что позволяют создать отношения пациент-врач, центрированные на пациенте:

  1. Изучить опыт пациента в отношении его болезни. Это значит узнать, как пациент характеризует свою болезнь и свои симптомы, конкретные аспекты его повседневной жизни, образы, которые он использует для интерпретации явлений, связанных с болезнью.
  2. Понять глобально, что за человек перед вами (врачу понять). Они касаются субъективных аспектов больного человека, его переживаний, а также его социального, семейного и профессионального контекста.
  3. Создать общее концептуальное поле с пациентом (партнерство). а значит доверие. Это задача ВРАЧА, а не пациента.
  4. Нацеленность на улучшение, промоцию здоровья. Помимо профилактики рисков и ранней диагностики (проф осмотр и прочее), это вопрос рассмотрения вместе с пациентом возможности предоставить ему больше ресурсов для лучшего контроля своего здоровья, в рамках сопровождаемой автономии.
  5. Оптимизировать отношения врач-пациент. Речь идет об установлении и укреплении этих отношений, основанных на сбалансированном разделении власти, решений и контроля.
  6. Реалистично управлять препятствиями на пути этому всему. Это значит принимать во внимание трудности, связанные с достижением цели для пациента в данный момент, входить в положение, фиксировать реалистичные цели и приоритеты в здоровье, принимая во внимание цели самого пациента. Бесполезно назначать дорогое лекарство бедному члеовеку. Бесполезно требовать похудеть на 40 кг от пациента с большим весом. Бесполезно отговаривать от гомеопатии пациента, кто плотно на ней сидит, проще уговорить на нормальное лечение, чем отговорить от, и тд и тп.
Профессия врача крайне энергозатратная, это правда. Психологически затратная- это тоже правда. Но такого она, профессия эта. Сложная, выматывающая, но несущая безумную пользу человечеству, спасающая жизни.

Примерно так преподают медицину в Сорбонне. Жаль в России этому не уделяют достаточно времени.

Далее идет огромная глава по коммуникации.. как-нибудь в следующий раз.