Найти в Дзене

Режиссер исчез вместе с зомби - самая провальная советская кинофантастика

Хотя советский кинематограф не обладал голливудским размахом и такими же спецэффектами, какое-то время мы задавали тон в фантастическом кино, пока не отступили под тяжестью компьютерной графики. Тем не менее, даже имеющимися средствами можно было снимать качественные фильмы, а можно было работать, как сын председателя Госкино.

Кадр из фильма "Лунная радуга", 1982
Кадр из фильма "Лунная радуга", 1982

Долгие годы Филипп Тимофеевич Ермаш руководил всем советским кинематографом. Нечего удивляться тому, что его сын Андрей также пошёл в кино. Андрей Филиппович Ермаш окончил режиссёрский факультет ВГИКа и начал работать на "Мосфильме", решив посвятить себя жанру кинофантастики. Для своей первой постановки он выбрал знаменитый тогда фантастический и философский роман советского фантаста Сергея Павлова "Лунная радуга", посвящённый расследованию паранормальных "чёрных следов". 27-летний Ермаш до этого имел за плечами одну короткометражку, но размах поставленной задачи его не испугал. Над сценарием начинал работать сам автор романа Павлов, но потом он ушёл, поскольку другие сценаристы Валентин Ежов и Андрей Ермаш сильно изменили начальный замысел.

Игорь Старыгин в фильме "Лунная радуга", 1982
Игорь Старыгин в фильме "Лунная радуга", 1982

Картина совсем не получилась. Почти никто из артистов, снимавшихся в главных ролях, даже не читал роман Павлова – им это было не близко. А в ленте собрались такие звёзды, как Владимир Гостюхин, Василий Ливанов, Юрий Соломин, Наталья Сайко, Владимир Кенигсон, Борис Иванов и Георгий Тараторкин. Исключением являлся Игорь Старыгин, и сам автор выделял его, как единственно соответствующего своему книжному образу. Павлов говорил, что вышедшая в кинотеатрах мосфильмовская киноверсия это "нечто такое кошмарное", о чём он даже не хочет вспоминать. Зрители, несмотря на редкое присутствие фантастики в кинотеатрах, эту ленту тоже не оценили.

Кадр из фильма "Конец вечности", 1987
Кадр из фильма "Конец вечности", 1987

Следующей работой Андрея Ермаша стала ещё одна фантастическая лента "Конец вечности" по роману самого Айзека Азимова. Режиссер вновь привлёк к съёмкам знаменитых артистов, среди которых Георгий Жжёнов, Борис Клюев, Сергей Юрский, Борис Иванов, а также Вера Сотникова. Ермаш, находившийся под впечатлением от творчества гениального кинорежиссера Андрея Тарковского, даже часть натурных съёмок проводил в тех же местах, где снимался "Сталкер" - в районе разрушенной электростанции неподалёку от Таллинна.

Георгий Жжёнов в фильме "Конец вечности", 1987
Георгий Жжёнов в фильме "Конец вечности", 1987

Фильм о секретной организации под названием "Вечность", существующей вне времени и управляющей всем сущим на земле, мог бы получиться интересным, если бы над ним работал другой режиссёр, имевший раз в пять больший бюджет. Кроме того, в самый разгар съёмок отца Андрея Ермаша сняли с работы, и он потерял своего главного покровителя. Впрочем, доснять фильм ему позволили. Лента вышла на экраны в 1987 году, и немногочисленные зрители признали её откровенно скучной. Сейчас об этой картине уже никто и не помнит. Примечательно, что пропал и сам Андрей Ермаш, ведь больше он фильмов не снимал. Куда он исчез, чем занимался после 1987 года - до сих пор загадка.

Александр Бескупский, Арнис Лицитис и Олег Фёдоров в фильме "Вариант "Зомби", 1985
Александр Бескупский, Арнис Лицитис и Олег Фёдоров в фильме "Вариант "Зомби", 1985

Если неизвестно, куда делся Андрей Ермаш после съемок последнего фильма, то в отношении режиссёра картины "Вариант "Зомби" непонятно, откуда он вообще появился. Евгений Егоров - мистическая фигура, некоторые упёртые киноведы чисто из спортивного интереса всё ещё ищут хоть какие-то данные о режиссёре, который создал пусть и плохой, но единственный в истории советского кинематографа фильм про зомби с резко антифашистким уклоном. Причём не в конце 1980-х, когда уже можно было снимать о чём угодно, а в 1985 году, даже до начала перестройки. Нельзя исключить, что Евгений Егоров - это псевдоним, под которым работал кто-то ещё.

Альгирдас Паулавичюс в фильме "Вариант "Зомби", 1985
Альгирдас Паулавичюс в фильме "Вариант "Зомби", 1985

В картине с таким манящим названием рассказывается о группе неофашистов, которые превращают в зомби жителей африканской страны Лемурии (аллюзии с ЮАР эпохи апартеида). Но к счастью, советский профессор Лесников (Аристарх Ливанов) разработал метод возвращения памяти и лечения этих зомби, чем даже превзошёл главного героя американского фантастического фильма "Человек Омега" Чарлтона Хестона (многие видели римейк этой ленты - "Я - легенда" с Уиллом Смитом), который как раз и искал средство лечения превратившихся в зомби людей. Хотя сюжет кажется увлекательным, фильм получился на редкость слабым, а многие и вовсе считают его бездарным. Может быть, именно по этой причине Евгении Егоров канул в вечность вслед за Андреем Ермашом.

Вячеслав Невинный, Наталья Гусева и Вячеслав Баранов в фильме "Лиловый шар", 1987
Вячеслав Невинный, Наталья Гусева и Вячеслав Баранов в фильме "Лиловый шар", 1987

Фантастический телесериал "Гостья из будущего" является одним из самых любимых в советском детском кино. Даже несмотря на то, что весь фильм мы видим страдания режиссёра, который из-за скудности бюджета создавал Москву будущего из каких-то нелепых картонных макетов и будок, а в пульт управления машины времени засунул... кубик Рубика. Испытав такую славу, Павел Арсенов решил войти в одну реку дважды, и в 1987 году выпустил картину "Лиловый шар", главную роль в которой опять сыграла чуть повзрослевшая Наташа Гусева. Это история о том, как экипаж космического корабля на заброшенной инопланетной станции обнаруживает шар с вирусом вражды.

Борис Щербаков в фильме "Лиловый шар", 1987
Борис Щербаков в фильме "Лиловый шар", 1987

Уже хорошо знакомая нам Алиса Селезнёва вновь залезает в машину времени, чтобы отправиться в эпоху легенд и обезвредить лиловый шар. Но этот сюжет требовал ещё более значительного бюджета, не уступающего культовой ленте "Через тернии к звёздам", на которую в 1980 году выделили полтора миллиона рублей. Однако Госкино Арсенову таких денег не предоставило, и в результате мы получили детский утренник вместо фантастического кино с хорошими исполнителями, нарядившимися в костюмы с париками.

Вячеслав Невинный, Борис Щербаков, Наталья Гусева и Вячеслав Баранов в фильме "Лиловый шар", 1987
Вячеслав Невинный, Борис Щербаков, Наталья Гусева и Вячеслав Баранов в фильме "Лиловый шар", 1987

Можно было надеяться, что отсутствие спецэффектов спасут хорошие артисты, но и этого не произошло. К сожалению "Лиловый шар" даже отдалённо не напоминает по настрою, задору и энергии снятый за несколько лет до этого сериал "Гостья из будущего". Наталья Гусева после фильма поняла, что в кино ей делать нечего, а Арсенов спустя ещё несколько лет снял свою последнюю ленту, требовавшую еще большей масштабности - "Волшебник Изумрудного города". На неё и вовсе никто не обратил внимания, ведь в 1994 кино в России уже не смотрели.

Кадр из фильма "Большое космичекое путешествие", 1974
Кадр из фильма "Большое космичекое путешествие", 1974

Все мы помним замечательную дилогию "Отроки во Вселенной" и "Москва-Кассиопея", снятую Ричардом Викторовым. Но был в советском кинематографе и ещё один фильм, посвящённый звёздным путешествиям детей-космонавтов. Причём снят он был по сценарию самого Сергея Михалкова, создавшего "Дядю Стёпу" и множество других популярных детских произведений. Помимо стихов Сергей Владимирович с удивительным упорством строчил пьесы, как правило, не блещущие особым талантом (по воспоминаниям Анатолия Смелянского, сам Михалков спокойно называл их "г..ом"), которые регулярно ставились на площадках лучших московских театров. А некоторые из них экранизировали. Кто ж откажется от пьесы автора советского гимна?

Алексей Золотницкий и Владимир Ухин в фильме "Большое космичекое путешествие", 1974
Алексей Золотницкий и Владимир Ухин в фильме "Большое космичекое путешествие", 1974

Так произошло и с пьесой под названием "Первая тройка, или Год 2001" (наш ответ Стэнли Кубрику с его "Космической Одиссеей 2001 года"), которая положена в основу фильма Валентина Селиванова "Большое космическое путешествие". Подростки завоёвывают право на участие в первом детском космическом полёте, и лишь к концу фильма мы узнаём, что это имитация. Картина имеет своих поклонников до сих пор, но, как правило, это люди, которые сами смотрели её, будучи в возрасте главных героев, а теперь просто грустят о юности. На фоне гораздо более качественных фильмов Викторова, снимавшихся в те же годы, эта лента с изрядным налётом слащавости сильно проигрывает.

Сергей Образов, Людмила Берлинская и Игорь Сахаров в фильме "Большое космичекое путешествие", 1974
Сергей Образов, Людмила Берлинская и Игорь Сахаров в фильме "Большое космичекое путешествие", 1974

Осведомлённые в технике мальчишки уже тогда потешались над некоторыми подробностями фильма. К примеру, над допотопными печатными платами, которые нужно было паять на космическом корабле, существованием там "машинного отделения" и утечками газа. Ну и эксперимент взрослых над подростками, якобы проводящийся для того, чтобы укрепить у них чувство дружбы и ответственности, выглядит как-то не совсем однозначно. А многие юные зрители в финале этого фильма и вовсе ощущали себя обманутыми.

-13

В начале 1980-х мне в руки попал красочный альманах "Совэкспортфильма", предназначенный для иностранных покупателей советской кинопродукции. Он состоял из отрисованных вручную афиш отечественных фильмов. Меня особенно пленил фильм под манящим названием "Акванавты" - постер обещал какое-то невероятное чудо. Посмотрите на него сами и убедитесь, что постер действительно хорош. Я ждал много лет в предвкушении нафантазированного мною же фантастического зрелища, перед тем, как смог оценить эту картину и сильно разочароваться. Редкий случай, когда постер во много раз лучше самого фильма.

Герман Полосков и Александр Яковлев в фильме "Акванавты", 1979
Герман Полосков и Александр Яковлев в фильме "Акванавты", 1979

Лента рассказывает о том, как матрица памяти трагически погибшей дочери некоего профессора Керома наложилась на сознание глубоководной рыбы. И теперь она не даёт покоя акванавтам океанологической станции. На бумаге сюжет неплох, но в реальности мы получаем смертную тоску. Фильм опасен для здоровья - от слишком частой зевоты у зрителей может своротить челюсть. Типичная кинофантастика "третьего эшелона", которую не спасают даже неплохие подводные съёмки. Интересен разве что вечный кинозлодей Александр Яковлев, который здесь играет непривычную для себя роль.