Найти тему
1,1K подписчиков

Как в ходе решения задач спасения экипажей подводных лодок родилась совсем другая идея

1,1K прочитали

Рубрика «Наследники ЭПРОН»

За время руководства учебным процессом И.И. Савичев, Н.К. Кривошеенко и Г.Ф. Кроль пришли к выводу, что индивидуально-дыхательный аппарат «может получить такое же значение в ВМФ, как парашют в авиации, т.е. перерасти из средства индивидуального спасения в боевое оружие с большими разносторонними возможностями». Данный вывод подтверждался огромной исследовательской работой, проделанной руководителями курсов.

16 февраля отмечается день разведки ВМФ, который был установлен в России в 1999 году. В этот день в 1938 году приказом наркома ВМФ СССР все вопросы военно-морской разведки перешли в ведение вновь созданного Разведывательного отдела Наркомата Военно-Морского флота. Косвенно к этому дню имеет отношение история, в результате которой родилась идея использовать легких водолазов для решения тактических целей ВМФ.

В соответствии с приказом НКПС от 18.01.1931 г. № 2011 на ЭПРОН наряду с судоподъемными работами возлагались также аварийно-спасательные, водолазно-строительные и опытно-подводные работы. В оперативном отношении при выполнении аварийно-спасательных работ ЭПРОН подчинялся наркому по военным и морским делам.

В 1938 г. проверкой состояния дел по внедрению индивидуальных дыхательных аппаратов на Тихоокеанском флоте занялись сотрудники санитарного отдела флота — военврач. 1 ранга И.И, Савичев, военврач 3 ранга Н.К. Кривошеенко и флагманский специалист флота военинженер 3 ранга Г.Ф. Кроль.

Коллаж по теме
Коллаж по теме

Они выяснили, что освоение аппаратов на флоте и не могло быть успешным, так как обучать моряков было некому, а технические средства для практической подготовки отсутствовали. Проверив состояние индивидуально-спасательного дела (ИСД) на п\л ТОФ военврач первого ранга Савичев И.И., третьего ранга Кривошеенко Н.К. и военинженер третьего ранга Кроль Г.Ф. доложили в начале 1938 года состояние дел Военному Совету и предложили создать курсы по подготовке инструкторов по спасательному делу на флоте (ИСД). Курсы начали работу 9 октября 1938 г.

За время руководства учебным процессом И.И. Савичев, Н.К. Кривошеенко и Г.Ф. Кроль пришли к выводу, что индивидуально-дыхательный аппарат «может получить такое же значение в ВМФ, как парашют в авиации, т.е. перерасти из средства индивидуального спасения в боевое оружие с большими разносторонними возможностями». Данный вывод подтверждался огромной исследовательской работой, проделанной руководителями курсов.

В октябре 1938 г. был подготовлен план специального учения, который 19-го октября утвердил Командующий ТОФ, флагман второго ранга Н.Г. Кузнецов. Ответственным руководителем назначался военврач первого ранга И.И. Савичев. Руководителями — военврач третьего ранга Н.К. Кривошеенко и военинженер третьего ранга Г.Ф. Кроль.

Учение "по выходу бойцов из торпедного аппарата подводной лодки в индивидуальном снаряжении подводника с глубин 15-20 метров, с целью подрезки противолодочных сетей для форсирования подводной лодкой противолодочных заграждений, замены экипажей в подводном положении подводной лодки, высадки десанта для разведки и совершения диверсионного акта на берегу" с реальным применением оружия и взрывных средств, проходило в период с 22 по 24 октября 1938 года. Выход осуществлялся в бухте Улисс с подводной лодки Щ-112, которой командовал капитан 3 ранга Берестовский. На учениях присутствовали представители военного Совета ТОФ. [Ищем документальное подтверждение этого факта].

Это было первое [?] в истории ВМФ учение по высадке с ПЛ, находящейся под водой, группы легководолазов с оружием. Учения прошли успешно и показали новые возможности использования легководолазов при доставке их на ПЛ для решения специальных военных задач. Однако до 1941 года, несмотря на положительное решение Военного совета флота, широкого практического внедрения в боевую и организационную подготовку флотов эти начинания не получили.

На практике была опробована возможность перерезания водолазами заградительных сетей при помощи ножниц для резки тросов, отработано использование путеводной нити для передвижения водолазов с подводной лодки на сушу и с суши на лодку. Но главное — были проведены «испытания по выносу водолазами на берег под водой оружия, взрывчатых веществ (ВВ) и взрывных устройств. Винтовки и ручные пулеметы системы Дегтярева не укупоривались, ВВ и пулеметные диски переносились в герметических резиновых мешках, патроны — под гидрокомбинезоном».

Полученный в 1938 году опыт ТОФ пригодился при создании Роты особого назначения (РОН) на Балтике в августе 1941 г.. Рота была укомплектована командирами и краснофлотцами-водолазами, прошедшими специальную подготовку в Военно-морской медицинской академии и Управлении ЭПРОН. Руководство и консультации в подготовке по водолазному делу вёл военврач 1 ранга И.И. Савичев.

Впоследствии капитан 1 ранга Григорий Фёдорович Кроль возглавлял (1950–1957 гг.) НИИ № 11 — Научно-исследовательский институт Аварийно-спасательной службы ВМФ СССР (АСС ВМФ СССР) в городе Ораниенбаум Ленинградской области. В 1951 Г.Ф. Кроль вместе с коллегами стал лауреатом Сталинской премии третьей степени за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы в приборостроении.

Николай Карпович Кривошеенко защитил кандидатскую диссертацию и возглавлял отдел НИИ № 11. Илья Ильич Савичев защитил докторскую диссертацию, стал профессором, был начальником кафедры ВМА и отдела в НИИ № 11.

Что почитать по теме:

  1. Зарембовский В.Л., Колесников Ю.И. Рота особого назначения //Альманах "Цитадель" № 3 ( 8 ) 1998 г.
  2. Леонид Горожанин Водолазы особого назначения http://nvo.ng.ru/spforces/2003-04-11/7_divers.html

Материалы из семейных архивов, предложения о сотрудничестве принимаем на электроадрес: epronhist@ya.ru.

Мы ВКонтакте: https://vk.com/epronhist