На фото сверху – первый метромост страны сегодня.
Только Россия умудряется время от времени создавать удивительные вещи, а буквально на следующий день уничтожать построенное. Московский метро (да, изначально – именно мужского рода!) таит в своих недрах множество таких примеров. Впрочем, некоторые из них он, как бы в насмешку над судьбой, держит на глазах у всех – мол, все равно никто не замечает. Старый детективный прием: хочешь спрятать – положи на самое видное место. Именно такова судьба первого в СССР метромоста – мало кто с ходу понимает, о чем идет речь.
Чудом уцелевшему московскому мосту-призраку недавно исполнилось 80 лет. Нет, прогуляться по нему нельзя. А с 1953 по 1958 гг по нему и поезда не ходили. Мост есть, но его как бы и нет. Одно слово – призрак.
Но ему все же повезло: он уцелел. А вот нескольким его ближайшим соседям-однофамильцам повезло куда меньше.
СМОЛЕНСКИЕ ПРИЗРАКИ
Первыми пассажирами московского метро стали 2500 делегатов ХII съезда Советов и делегаты съезда колхозников-ударников – это было 6 февраля 1935 года. Именно тогда началось опытное движение поездов по всей трассе первой очереди. Чуть позже – 15 мая 1935 года – состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 км.
Современная схема несколько сложнее... Но эту интереснее разглядывать.
Победа? Да, огромная. Станция «Смоленская» получила два наружных вестибюля – они показаны ниже.
Сверху – восточный вестибюль «Смоленской»– посреди нынешнего Садового кольца. Снизу – западный вестибюль «Смоленской» на внешней стороне Садового кольца.
Все очень солидно и красиво. Но зудит одна нехорошая мысль: как двигаться дальше? Ближайшая цель очевидна: необходимо добраться до Киевского вокзала с его гигантским пассажиропотоком. До него – рукой подать, но… Но он – на правом берегу Москвы-реки. А «Смоленская» – на левом… Как соединить их между собой?
Тоннель, говорите? Нет, это невозможно! «Смоленская» – это станция мелкого заложения (всего 8,1 м), расположенная на высоком левом берегу! Это под каким же углом тоннель должен нырять под Москву-реку? Почти что вертикально: это уже не тоннель, а колодец какой-то… Остается единственный вариант – мост. Но и это невозможно – Лазарь Моисеевич Каганович, именем которого названо метро, был категорически против! Он изначально видел своё детище не только транспортным, но и секретным стратегическим объектом: какие тут могут быть мосты у всех на виду? Ведь не случайно же все вестибюли возводили на значительном удалении от станций, дабы сбить с толку перспективного противника.
Как получилось, что споры про мост разгорелись так поздно, сказать сложно. Однако же ясно было одно: соединению с будущей «Киевской» поможет только мост – и ничего больше. Рыть тоннель – значит расписаться в том, что все новенькие станции от «Охотного ряда» до «Смоленской» построили зря, и что надо все начинать сначала. Но это было бы самоубийством для всех создателей метро. В итоге, после ожесточенных перепалок решили, что мост все-таки будем делать, но он станет как бы временным (?), а там посмотрим.
Так, в общем-то, и получилось. Основной творец метро – Лазарь Моисеевич Каганович – делал вид, что ничего не знает про строящийся мост, а Никита Сергеевич Хрущев, занимавший с 1935 года должности первого секретаря как Московского городского, так и Московского областного комитетов партии (сменив на этих постах самого Кагановича), подгонял строителей – давайте, мол!
Сооружение станции «Киевская» было закончено в ноябре 1936 года к VIII Чрезвычайному съезду Советов. В феврале 1937 года государственная комиссия, возглавляемая Серго Орджоникидзе, после осмотра приняла к эксплуатации линию метро на участке «Смоленская» – «Киевская», включая саму станцию «Киевская» и Смоленский метромост через Москву-реку. А в марте 1937 года ( по ряду источников – в декабре) на участке от станции «Смоленская» до станции «Киевская» началось движение поездов.
Мост получился шикарным – хотя был задуман еще шикарнее. Почитаем древнюю прессу.
«По бокам — тротуары, огороженные с обеих сторон решетками. На каждой стороне моста установлено по 10 парных фонарей на металлических колоннах, отлитых каслинскими мастерами чугунного литья (Урал). Эти же мастера сделали огромные чугунные вазы, установленные на парапетах моста, и другие металлические украшения нашего сооружения. Впоследствии на устоях моста будут воздвигнуты большие скульптурные группы, над которыми работает сейчас скульптор заслуженный деятель искусств Манизер".
Сверху – картинка из старой книжки про метро. Снизу – скульптурная композиция Манизера, которая должна была украшать первый метромост. Что помешало (или кто помешал) – не знаю.
Сверху – семитонную вазу устанавливают на место. Снизу - эти вазы и сейчас украшают наш первый метромост
Короче говоря, когда поезд впервые в истории страны вырвался из подземки на солнечный свет, все пришли в восторг. Все, кроме Лазаря Моисеевича. Убедившись, что «временному» мосту не будет сноса, тот пришел в ярость и… категорически отказался принимать новый участок, пригрозив Хрущеву путешествием в мир иной. Говорят, что именно по распоряжению всесильного наркома со станции «Киевская» исчезла мемориальная доска – обязательный атрибут всех московских станций… Говорят, что Хрущеву пришлось идти к Самому, но тот был в благодушном расположении, разрешив и ему, и метромосту жить дальше!
Как вам фонарики? Их можно увидеть только на старых фото. Балюстрады, какой она была 8 января 1937 г, сегодня тоже нет. На фото – метростроевцы 11-й дистанции.
НЕСЧАСТНЫЕ ВЕСТИБЮЛИ
Между тем, пока строили Смоленский метромост, над восточным вестибюлем «Смоленской» занесли топор палача: уничтожить! «Неожиданно» выяснилось, что посреди Садового кольца никакие постройки не нужны: мешают перспективному плану развития. В общем, к 1937 году от вестибюля не осталось ничего.
Западный вестибюль продолжал работать один за двоих, но тенденцию ощутил верно. Так и получилось: в 1953 году поезда пустили через новые станции глубокого заложения. Но нынешней путаницы с двумя «Арбатскими» и «Смоленскими» не было, поскольку всю прежнюю линию до «Киевской» просто-напросто закрыли! На исходной «Смоленской» устроили какой-то склад, а метромост вообще оказался не у дел. Неудивительно, что западный вестибюль в начале 50-х также исчез – за ненадобностью.
РЕАНИМАЦИЯ
Реанимация произошла неожиданно – в 1958 году. Никита Сергеевич, будучи на вершине Олимпа, как бы случайно вспомнил про заброшенную линию метро и дал команду немедленно восстановить ее – непорядок, когда транспорт законсервирован! К очередной октябрьской дате – 7 ноября 1958 года – Филевская линия ожила.
В итоге первый метромост расчехлили и снова сдали в эксплуатацию. Но прежняя красота ушла… Дима Семицветов из рязановского «Берегись автомобиля» и прочие жители близлежащих зданий пожаловались на грохот от поездов, проносящихся рядом с ними. Фильм снимали именно здесь – и в капкан несчастный Деточкин угодил как раз возле метромоста.
Пощупаем... Понюхаем...
Очень много шума от метромоста? Закроем!!!
Проблему решили просто, упрятав в 1978 году подходы к мостику под уродливые шумопоглощающие короба из железобетона. Именно в таком виде всё это хозяйство пребывает и сегодня.
Со стороны «Смоленской» установили железобетонную шумозащиту. Куда и когда исчезли симпатичные фонарики, мне неведомо.
Сегодня вид снаружи довольно неприглядный – увы…
А как же теперь входить на несчастную «Смоленскую» – на ту, которая была первой? Решение материализовалось с помощью знаменитого дома Жолтовского на внешней стороне Садового кольца: и вход, и выход теперь там. Смотрится это, честно говоря, «не очень», но все же лучше, чем совсем ничего.
Вход – на верхнем фото, с торца. Выход показан пониже
Конечно, «Смоленская» так и не смогла оправиться от пережитого унижения. Выглядит она весьма затрапезно – никто не обращает внимание на уникальные шестигранные плитки в облицовке, которые сейчас, мягко говоря, стали страшненькими. Старые входы-выходы, понятное дело, замурованы: раз нет прежних вестибюлей, то кому они нужны. Остался один – и хватит…
Но одно необычное инженерное решение ушедшей эпохи все же уцелело. Оно у всех на виду, но, опять-таки, никто не обращает на него внимания.
ВТОРАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
По замыслу создателей «Смоленской», как мы помним, ей предназначались два наземных вестибюля. Западный соединялся с мостиком над путями в западной стороне станции. Но мостиков было два – оба они имели выход в подземную галерею, проложенную параллельно станции. На рисунке это хорошо видно: темная полоса под станцией – это она и есть.
Из середины галереи почти перпендикулярно выходил коридор, который шел вдоль нынешнего Садового кольца к тому самому восточному вестибюлю, который находился посреди кольца и был снесен вскоре после постройки.
А теперь – барабанная дробь: эта подземная галерея цела до сих пор! Просто теперь она работает подземным переходом под Садовым кольцом – кстати, это первый подземный переход в СССР!
Сверху – вид из бывшей галереи на дом Жолтовского. Снизу – тот же дом с обычного ракурса
Восточный вестибюль соединялся подходным коридором с подземной галереей, которая проходила под землей параллельно станции. Подземная галерея заканчивалась выходами к мостикам над путями, расположенными в западной и восточной сторонах станции.
Мостик над путями в восточной стороне станции, где раньше был выход, сохранился. Однако лестница ведущая на мостик, упирается в закрытую дверь – там находятся служебные помещения. А за дверью в нынешнем подземном переходе скрывается бывший коридор к восточному вестибюлю. Теперь здесь… стреляют! Не пугайтесь – речь всего лишь про ведомственный тир.
Выход из бывшей галереи на внутреннюю сторону Садового кольца. Догадаться о наличии подземного перехода непросто
Напоследок – взгляд в сторону метромоста от первой «Смоленской». Зрелище, конечно, не очень…
О чем особенно жалею сегодня, так о том, что прогуляться по метромосту, наверное, так никогда не удастся... Обещанные «тротуары, огороженные с обеих сторон решетками», остаются недоступными. Правда, на старых кадрах была видна фигура милиционера.
Если вам интересны мои взгляды на прошлое, настоящее и будущее, подписывайтесь на мой канал в Дзен. Еще моя страничка с произведениями есть вот тут: https://proza.ru/avtor/mishak .И, конечно же, заходите на сайт: kolodochkin.com