Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова об орлах и галках, о современном мире и о любви Христовой, согревающей сердца людей. Тайная вечеря. 12 апреля 2012 года. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
Сегодня в нашем храме на ранней и поздней Литургии причастились около тысячи человек. Однажды Иоанн Златоуст сказал, что это «трапеза орлов, а не галок». Даже в Писании сказано: где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24, 28). Чтобы быть христианином, действительно, нужно перестать быть галкой, а высоко воспарить к небесам. Цель жизни христианской – достичь общения с Богом и участвовать с Ним в общей трапезе. Большинство людей, к сожалению, не в состоянии этого понять, но, с другой стороны, если бы это случилось, мы не смогли бы причастить четырнадцать миллионов человек. Если бы люди знали, чего они сами себя лишают, то по всему Санкт-Петербургскому шоссе выстроились бы очереди, и люди на коленях стояли бы в луже с водой и просили бы, чтобы и им дали частичку Тела и Крови Христа Спасителя, потому что в этом наше спасение, ибо Кровь Христова очищает нас от всякого греха. Господь заповедовал нам совершать эту Божественную службу, которую в разных обстоятельствах мы совершаем уже более двух тысяч лет.
Он дал нам ещё одно завещание, потому что Он нас питает Своим Телом и Своей Кровью не только для того, чтобы огонь Божества попалил тернии наших грехов, но и для того, чтобы дать нам благодать на служение этому миру. Христос сказал: Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). И сказал: Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15). Каждый христианин должен тот свет, который он принимает в себя, излучать для всего мира, чтобы его согревать и освещать. Для того чтобы всё новые и новые люди имели возможность через нас увидеть Христову любовь и прийти ко Христу. Современный мир, озлобленный и гордый, потерял Бога, потому что Бог гордым противится (Иак. 4, 6). Но если согреть светом любви Христовой несчастные сердца людей, то они могут проявить интерес, как это было две тысячи лет назад в Иерусалиме. Люди, гладя на апостолов и их учеников, удивлялись, говоря: «Посмотрите, как они любят друг друга». Это была неподдельная любовь, с которой люди никогда не встречались в обычной жизни. Всегда в человеческие отношения привносится и гордость, и зависть, и месть, и какие-то корыстные чувства и мысли. Всё это разрушает любовь. Господь заповедовал нам борьбу со страстями не только потому, что Сам Господь не имеет этих качеств, а если мы хотим соединиться с Ним, то нам надо с этими качествами тоже расстаться, но ещё и потому, что эти наши греховные качества мешают тому, чтобы в нашем сердце выросла любовь. Они её разлагают. Не может завистливый любить. Не может любить сребролюбивый, не может любить мстительный, не может любить унылый, не может любить честолюбивый и тщеславный, не может любить болтливый, не может любить гневливый. Это невозможно. Всё это разрушает любовь.
Второе завещание Господь нам дал на Тайной Вечере – Он умыл ноги Своим ученикам. Их это очень смутило, потому что в том мире, в котором мы живём, всегда начальствующему служит подчинённый. Но во Христе всё наоборот. Мы привыкли к этим неправильным отношениям, потому что все люди, которые рождаются на земле, ходят на головах. Настолько плотная мозоль набита на темени, что человек этого даже не замечает. Как жители Калифорнии не понимают, что они ходят вверх ногами на другом конце земного шара. Поэтому правильные с точки зрения Бога отношения настолько для нас непривычны, что нам нужно вновь, как человеку, который долго лежал в постели и разучился ходить, научиться правильно ходить. Господь Иисус Христос, начиная с учеников и заканчивая всеми нами, хочет нас этому научить. Он Христос Бог, Создатель вселенной, Который принял на Себя человеческую плоть и стал Человеком, во всём подобный нам, кроме греха, наливает воду в таз, препоясывается полотенцем и моет ноги простым рыбакам, чтобы показать, что, как сказал апостол Павел, любовь никогда не ищет своего (1 Кор., 13, 5), а ищет пользы другого (см. 1 Кор., 10, 24). Если Царь и Создатель вселенной умывает ноги рыбакам, то и мы тем более должны делать так же.
Этот переворот, который знаменуется тем, что человек с головы встаёт на ноги и служит ближним, вместо того, чтобы командовать ими, как маленький ребёнок давеча командовал своей мамой. Она хочет ему блага, хочет причастить его Святых Христовых Тайн, а он не понимает, упирается и хочет домой. Совершенно понятно, что, если дать возможность детям управлять родителями, это будет страшное человеческое общество. Тем не менее, мать всё-таки уступила ему. Ради чего? Ради любви к нему, ради его непонимания. Чтобы понять, нужно пройти некий путь. Конечно у каждого человека этот путь к Богу своей длины, но есть очень важная вещь. Этот переворот с головы на ноги – это переворот с того, чтобы заставить всех слушать самого себя, на то, чтобы послужить всем остальным и воспринимать себя не как некий центр, вокруг которого все должны вращаться и делать всё по его, но, наоборот, полностью отвергнуться себя и заняться служением ближнему. Этот переворот, если угодно знать, называется покаянием. И только это. Покаяние – это изменение направления всей своей жизни. К сожалению, мы часто покаянием зовём такие вещи, которые к покаянию никакого отношения не имеют. Жизнь христианская, как говорили святые отцы древности – это христоподражательная жизнь. Мы по собственной воле учимся, как это – вместо того чтобы подставлять ноги, чтобы мне зашнуровали ботинки, самому встать на колени и зашнуровать ботинки ближнему. Вот в чём состоит христианство. Этому мы должны научиться. И в этом прекрасный смысл жизни. Сам Господь пришёл не для того, чтобы Ему послужили, а для того, чтобы послужить Самому. И Он нам сослужил. Он создал Церковь, которую не одолеют врата ада, в которой мы, как в ковчеге, можем переплыть житейское море. В которой мы можем научиться и заповедям Христовым, и покаянию, и совершить этот искомый поворот в нашей жизни, стать христианами, принять в себя благодать Божию. Тогда приобщение Святых Христовых Таин, которые создал для нас Господь наш и Учитель Иисус Христос, даст нам ту благодать, для того чтобы совершить подвиг в нашей жизни. Христианство в любом его виде – это всегда подвижничество. Тот мир, которому мы призваны служить, не хочет принимать христианство, он не любит Христа. Этот мир больной, противный и грешный. Противный в том смысле, что он сопротивляется Богу, он грешен. Грех – это и есть сопротивление человека воле Божией. Здесь у нас есть возможность этому противостоять.
Сегодня, в Великий Четверг, мы вспоминаем ту самую первую Божественную литургию, которую совершил в Сионской горнице Господь наш Иисус Христос со Своими учениками. Это была Его последняя встреча с ними, поэтому то, что Он сотворил ради них – это самое важное, что они должны были бы запомнить. Так и случилось, потому что апостолы стали совершать эту службу, стали предлагать в молитве Богу эту бескровную жертву хлеба и вина. Господь Святый Дух приходил к ним и претворял хлеб и вино в Тело и Кровь Христа Спасителя, чтобы их напитать благодатью Божией, а они шли бы на подвиг христианской жизни. Тот подвиг, который им пришлось нести, был во много и много раз тяжелее, потому что мир был гораздо более враждебен ко Христу, чем сейчас. С тех пор Христос, по слову Фёдора Михайловича Достоевского, с сатаной в сердце человека борется. От того, дорогие братья и сестры, на чью сторону мы встанем, тот в нашем сердце и победит. Если встанем на путь покаяния, на путь ко Христу, хотя этот путь тяжелее, этот путь подвижнический, тогда будем со Христом. Если всё-таки соблазнимся и встанем на путь жизни мира сего, то мы не будем иметь части со Христом и будем сами с собой. Хотя мы и говорим про Страшный суд, но это не Бог нас судит, нет. Каждый человек сам выбирает, причащаться ему или: «Мама, я хочу домой». Каждый человек выбирает всё сам – грех или чистоту, каждый человек сам делает этот выбор, его никто не судит. Двери рая хоть и узкие, но открыты настежь. Двери ада также открыты настежь, но они куда шире. Если человек не входит в узкие врата, значит он не хочет. Не потому что ему не повезло, а потому что он сделал свой абсолютно сознательный выбор, он выбрал то, что ему любо. Христианин – это тот человек, который выбрал Христа. На самом деле всё очень просто и всё зависит от нас, хотя обстоятельства могут благоприятствовать, а могут наоборот. Но если есть вера, то, как сказал Господь, всё возможно верующему (Мк. 9, 23). Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/